Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ" г.Могилёва
 
 
 

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132
  • s1
  • s2
  • s3
  • s4
  • s5
  • s6
  • s7
  • s8

Маляванка. Животные и птицы родного края. Проект

50125_29.jpg

 

Автор: Семенова О.Г., педагог дополнительного образования.

В детском возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Проектная деятельность позволяет организовать процесс взаимодействия взрослых и детей, процесс приобретения совместного хобби посредством ДПИ.

Сроки реализации проекта: 1-3 месяца.

Цель: создание серии творческих работ «Маляванка. Животные и птицы родного края» посредством совместного творчества детей и родителей через знакомство с культурным наследием Беларуси – белорусской народной декоративной росписью «маляванка».

Материалы и оборудование: Интернет-ресурсы, фотографии работ народных мастеров, бумага формат А3, гуашь, кисти, простые карандаши.

Описание проекта

Традиции «маляванок» и технологии их создания содействуют сохранению народных традиций в детском творчестве. В современные дни белорусские «маляванки» признаны уникальным феноменом национального культурного наследия. Создавать «маляванку» можно при помощи трафаретов и штампов, которые делают из овощей, дерева, или просто расписывая красками.

Этапы реализации проекта

1 Подготовительный: изучение литературы, заочная экскурсия в музей маляванки города Заславль. Сбор материала по теме рисунка. Просмотр видеорепортажей по теме проекта, посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

2 Основной: создание серии работ по росписи «маляванка».

Самостоятельная творческая деятельность

В центре композиции рисуется выбранное животное или птица. Фон темный. Делаем «обводку» рисунка: с помощью тонкой кисти краской на несколько тонов светлее или темнее основного цвета используя трафареты цветочных узоров.

3 Заключительный: выставка «Маляванка Животные и птицы родного края».

Формы взаимодействия с семьями учащихся

 50125_28.jpg 

Для того чтобы родители стали активными помощниками в патриотическом воспитании учащихся необходимо вовлечь их в жизнь учреждения образования. Работа с семьей предполагает взаимодействие (приобщение родителей к образовательному процессу; участие родителей в организации жизни образовательного учреждения; присутствие и участие родителей на мероприятиях; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей) и сотрудничество (групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты).

Взаимодействие имеет несколько этапов: первый – знакомство; второй – планирование совместной деятельности; третий – непосредственное взаимодействие родителей и учреждения образования.

Взаимодействие должно быть продуктивным, то есть должно быть личностное развитие ребенка и создание условий для его воспитания и позитивной социализации на основе базовых общенациональных ценностей.   При продуктивном взаимодействии, в котором родители являются активными участниками жизни учреждения образования, между педагогами и родителями происходит активный обмен различными инициативами, присутствует обоюдное стремление к решению задач воспитания и преодолению возникающих сложностей, реализуются совместные проекты и события.

Формы продуктивного взаимодействия взрослых и детей, способствующие становлению родителей, как активных участников жизни учреждения образования: индивидуальные (беседы, консультации); наглядно-информационные (информационно-просветительская    и аналитическая работа); массовые (совместные мероприятия; экскурсии; проекты; вечера; праздники; совместное творчество).

Разнообразие потенциальных форм обеспечивает вариативность взаимодействия, совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать, восполняет недостаток родительского внимания.

Через народные белорусские традиции и обряды также усваиваются образцы поведения, общественно значимые качества: трудолюбие, честность, доброта, патриотизм. Такие праздники как Рождество, Пасха, Новый год, Купалье пронизаны обрядами и традициями, с которыми сталкиваются дети в каждой белорусской семье. Таким образом, семейные традиции являются важным элементом не только семейной жизни, но и связующим звеном между прошлым и настоящим, элементом патриотического воспитания.

Следует помнить, что семейные традиции, реликвии возникают не сами по себе. Для их создания необходимы большой и нелегкий труд, высокая духовная культура родителей. Традиции тесно связаны с семейными реликвиями.

Проведенный опрос и анкетирование родителей и учащихся о семейных традициях и реликвиях показал, что у детей и родителей есть желание узнать о белорусских традициях, пополнить семейную традиционную копилку (создать своими руками сувениры, которые могут стать семейными реликвиями с национальным характером).

Все наиболее важное, чем обладает человечество: культура, искусство, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве и в период взросления, в процессе ежедневного взаимодействия педагога, родителей и учащихся. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях», – эти слова, сказанные педагогом К.Д. Ушинским, актуальны и сегодня.

Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания. Одной из форм совместного творчества является творческий проект.

Смысл и назначение проектной деятельности в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру родителями методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь учреждения образования демонстрирует им особенности воспитания и обучения детей. Наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Преимущества совместной проектной деятельности:

1 Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. В совместной проектной деятельности педагог не столько учит, сколько помогает учащемуся находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью достижения и так приобретать качества социально-компетентного человека.

2 Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания. Совместная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3 Установление партнерского взаимодействия. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих и его успехов. В такой ситуации педагог становится партнером по общению, он проектирует, планирует систему воздействий на учащегося, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4 Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников, в результате возникает общее настроение энтузиазма всех: педагога, учащихся и родителей.

Для привлечения родителей к проектной деятельности необходима предварительная работа. Основной целью становится поиск путей формирования взаимодействия (собеседование, анкетирование и так далее).  

В выборе темы проекта можно использовать метод обсуждения. Обсуждая учащиеся заинтересовываются, проявляют инициативу узнать что-то, постепенно происходит плавное перемещение в проект. 

Алгоритм действий для педагога: анкетирование родителей, собеседование с учащимися, определение их запросов, разработка плана подготовки к проекту и проекта.

Примером совместной деятельности детей и родителей по созданию серии работ в технике белорусской росписи является работа над художественными творческими проектами.

Примеры мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству

 Тема «Работа с пряжей. Обереги из пряжи. Подковка»

Автор: Старостенко М.В. педагог дополнительного образования.

План мастер-класса упрощен для использования родителями учащихся по знакомству с народными белорусскими традициями и с таким материалом как пряжа, нетрадиционным ее использованием.

Цель: воспитание уважения и интереса к народным традициям и творчеству посредством изготовления традиционного сувенира из пряжи – подковка.

Продолжительность: 45 минут.

Материалы: нитки, тесьма, клей, ножницы, карандаши, картон, набор семян и злаков.

Пошаговый план

I Теоретический этап

История возникновения народных примет и обычаев уходит в далекое прошлое. Люди пытались всячески защитить себя от явлений природы: гром, молния, ливень, засуха. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Так, появились злые и добрые духи, приметы, ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку. Они верили, что обереги охраняют их от болезни, зависти, хищных зверей, стихийных бедствий. Человек всегда носил оберег, чтобы, вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, и в странствиях напоминали об отчем доме, родной земле. Самые сильные обереги – семейные реликвии. Это могут быть бижутерия, игрушки (куклы), предметы одежды и предметы народного декоративно – прикладного творчества, передаваемые из поколения в поколение. Семейные реликвии обладают наибольшей силой, так как они защищают семью уже давно, и их сила со временем только увеличивается.     Издавна люди беспокоились о том, как обезопасить не только себя, но и свой дом. Верили, что в каждом доме живет домовой, которого надо задобрить, чтобы он не сердился и не вредил обитателям дома и мастерили своими руками обереги: косу – домовушку, веночек, веничек, лапоть, хатку, подковы. Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство. Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени все у тебя будет хорошо. Современные исследователи считают, что радость от найденной подковы объясняется тем, что в давние времена железо было большой редкостью, любое металлическое изделие считалось очень дорогим. Поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастьем. Если настоящую подкову вам не найти, то купленная, подаренная или сделанная своими руками, тоже будет символичной. Подкова, направленная ветвями вверх, олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом богатство. Если же вы повесите подкову ветвями вниз, вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю. Обычно, таким образом подкову вешают для защиты дома от чужих плохих мыслей. У славян с давних времен принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх, а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз. Силу свою обереги черпают первоначально от человека, их создающего: когда вы делаете их своим оберегом, вы должны вложить в них частичку свой энергии. При создании оберега думайте о чем-нибудь приятном, так заряжается оберег положительной энергией. При изготовлении оберегов обычно не используются колющие и режущие предметы. Тряпочки и нитки для оберегов надо рвать, а не резать. Подковы можно сделать из металла, дерева, стекла, глины, соленого теста, пряжи.

Предлагается сделать очень простой оберег «Подковка» из пряжи, оригинальный оберег, который может стать подарком и украшением интерьера. Нужно помнить о том, что подкову над входной дверью со стороны улицы вешают «рожками» вниз. А в доме подкова должна висеть «рожками» вверх, образуя тем самым чашу. Желая: «Пусть дом ваш будет полной чашей, и счастье будет полным ваше!» – можно оформить подкову множеством красивых элементов. Чем больше искренних пожеланий, тем красивее получится оберег. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

II Практический этап

Шаг 1 Изготовление заготовки для подковки (лекало) из картона в форме полукруга.

Шаг 2 Выберите нитки нужного цвета. Закрепите клеем кончик нитки у одного из рожков основы подковки.

Шаг 3 Начните аккуратно оборачивать основу ниткой.

Шаг 4 Скрутите жгутик, на котором будет висеть подкова.

Шаг 5 Закрепите жгутик на подкове. Подкова готова.

Шаг 6 Декор подковки. Обереги можно украшать различными материалами, причем каждый элемент оберега имеет свое символическое значение: горох, фасоль – богатство и изобилие в доме, семечки, подсолнух – семейное счастье, гостеприимство, чеснок, лук – от нечистой силы, тыква, семена тыквы – символ плодородия, кукуруза – символ здоровья у детей, сплоченность семьи, взаимопонимание, крупа – мир, лад в доме.

50125_16.jpg

 

   

Тема: «Свеча памяти»

50125_17.jpg

Цель: воспитание глубокого уважения к национальному наследию Беларуси через знакомство с обрядом «Дзяды» и изготовлением свечи из вощины.

Продолжительность: 30 минут.

Материалы: листы вощины, фитильки, канцелярский нож, линейка.

Пошаговый план

I Теоретический этап

Отличительной чертой белорусов всегда было уважение к своим предкам, к своим корням, помнить людей, которые вошли в историю рода, города, края и рассказывать внукам и правнукам, главное – помнить. Память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть истории минувших лет. В современной Беларуси в числе религиозных праздничных дней есть День памяти 2 ноября (Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.1998). Название «Дзяды», семейный праздник, на который издревле семьи ждали гостей и сами ходили в гости: устраивали ужин, зажигали свечу (символ общения) и вспоминали свой род, рассказывая забавные случаи. В конце ужина, хозяин произносил молитву и тушил свечу. Все смотрели, куда идет дым, если вверх, быть благополучию, если в сторону, к дверям, то возможны неприятности. После ужина предков развлекали пляской, песней.

В наше время традиции изменились, но общий смысл остался прежним. Постарайтесь в этот вечер отложить все важные дела и собраться за ужином всей семьей. Вспомните добрым словом своих родных и близких, которых уже нет в живых. Зажгите свечу Памяти, изготовив ее из вощины.

II Практический этап

50125_18.jpg

Шаг 1. Нарежем вощину на полоски. Приготовим фитильки. Шаг 2. На край полоски накладываем прижимая фитилек. Аккуратно закатываем полоску в рулон, формируя, свечу. Делаем аккуратно, края должны лечь ровно, представляем, для кого свеча изготавливается. Свеча готова. Шаг 3. Зажгите свечу, вспомните прадедушку, который воевал в годы Великой Отечественной войны, вспомните прабабушку, которая голодала во время оккупации, но сберегла вашего дедушку или бабушку. Скажите спасибо своим родным, потому, что вы живете под мирным небом и не знаете войны.

Диагностические материалы

50125_27.jpg 

В рамках организации деятельности по формированию гражданской позиции и патриотизма было проанализировано отношение родительской общественности к вопросам гражданско-патриотического воспитания.

Проведен опрос и анкетирование родителей по определению содержательной стороны компонентов понятий «Гражданин» и «Патриот» в рамках понимания и осознания. Выяснилось, что родители учащихся отдают предпочтения различным трактовкам этих понятий и не видят в них разницы, не считают, что такое воспитание должно проходить в семье. Стало понятно, что отсутствие совместных ориентиров учреждения и семьи в формировании гражданской позиции и патриотизма учащихся ведет к нарастанию проблемы, формированию нейтральной (пассивной), а иногда и негативной, позиции родителей.

Аналогичное анкетирование педагогов и учащихся выявило пробелы в знаниях по данному направлению и сориентировало педагогов в планировании дальнейшей деятельности, учитывая, что родители готовы идти на сотрудничество и взаимодействие в вопросах воспитания.

Примеры анкет для родителей (педагогов) и учащихся:

Анкета для педагогов, родителей и учащихся «Гражданин-патриот»

 

Продолжите фразу: «Гражданин – это…»; «Патриот – это…»

Можно провести как в письменной форме индивидуально, так и в коллективной устно (на доске, экране и т.д.). Все полученные ответы необходимо объединить в пять групп по следующим компонентам и таким образом определить темы, которые нуждаются в корректировке:

социальный (человек, патриот, имеет гражданство, житель страны;

рефлексивный (четкое осознание своего места в обществе, наличие своего мнения, ценностей, своего внутреннего духовного мира, своих принципов, ощущение своей индивидуальности);

правовой (наличие прав и обязанностей, соблюдение законов, Конституции, уважение установленных порядков (обычаев, традиций), имеет право проживать в данном государстве, право голоса, право свободы мысли и слова);

социально-личностный (социальный статус в своей стране, знание культуры страны, ее истории, языка, образованность);

нравственный (соблюдение правил морали и этических принципов, стремление к идеалам).

Спасибо за ответы!

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»

 

Уважаемые родители!

Патриотическое воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе. В каждом варианте ответов выберите подходящий и подчеркните.

1 Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

любовь к Родине, любовь к природе, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за Беларусь и белорусов, их достижения, традиции; все вместе взятое.

Ваш вариант_____________

2 Какие из указанных качеств, следует первоначально воспитать в ребенке?

уважение к старшим, любовь к близким, интерес к историческому прошлому и культурному наследию Беларуси, уважение белорусских традиций и реликвий; любовь к своему городу.

Ваш вариант__________________

3 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

Педагоги, родители

4 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с символикой государства, традициями, памятными датами, родословной семьи?

Актуальна, неактуальна

5 Есть ли в Вашем доме семейные традиции и реликвии?

Если да, то какие? да (_________________________________________), нет

6 Посещаете ли вы вместе с детьми музеи, выставки, памятные места Беларуси? да (какие___________________), нет (почему? ___________)

Спасибо за сотрудничество!

 

Анкета для родителей «Семейные традиции»

 

Уважаемые родители!

В большинстве семей есть семейные реликвии, передаваемые поколениям, которые связаны с семейными традициями. Давайте определим, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье ответив на следующие вопросы. В каждом варианте ответов выберите подходящий подчеркните или напишите свой вариант ответа.

1 Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

да, обязательно; возможно, если они сами собой сложились;

нет, это пережитки прошлого.

2 Какие семейные традиции вы соблюдаете?

дни рождения членов семьи;

дни поминовения усопших;

коллективные посещения кино, театра, музеев;

религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники);

государственные праздники (Новый год, 8 марта, 9 мая; день создания семьи; профессиональные праздники;

оформление фотоальбомов;

воскресные семейные обеды (ужины);

другое _____________

3 Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

Спорт; компьютерные игры; рукоделие; коллекционирование;

другое ______

4 К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка? ____________

5 Какой труд объединяет вашу семью?

Индивидуальный труд;

общий труд, разные обязанности у членов семьи;

другое_________

6 Ваши предложения __________

Спасибо за сотрудничество!

 

Знакомство с национальной культурой

50125_15.jpg

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение детей к национальной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. Народная культура кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Родители являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу и Отечеству. Именно через семью от одного поколения к другому передаются семейные традиции, основанные на национальных белорусских традициях, укрепляя семейные отношения и формируя духовно-нравственные, гражданско-патриотические качества личности. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова говорится, что традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и тому подобное) [9, с.312].

Отличительными особенностями традиций являются: преемственность, развитие культуры – традиции являются своеобразным переходным звеном между прошлым и современным; территория – традиции функционируют на определенной территории, являются региональными; передаются посредством воспитания, обучения и социализации; проявляются через правила и нормы, которых придерживаются родители и дети, как члены семьи, жители города, деревни, страны.

Семья существует, воспроизводя традиции, следуя разным сферам жизнедеятельности, которые строятся в соответствии с различными типами образцов, воплощаясь каждым новым поколением. Первоначальное восприятие национального у детей происходит через устное творчество: сказки, песни, поговорки, пословицы, которые имеют поучительное и жизнеутверждающее содержание, потому что «У родным лесе і куст родны», «У сваёй хаце і вуглы дапамагаюць». Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс: «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць», «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся». Актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет: «Выхоўвай дзіця як упоперак лаўкі ляжыць», «Гні галінку, пакуль маладзенькая», «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі» [10, с.68].

В наши дни белорусские традиции и обычаи не забыты: традиции гостеприимства, празднование дней рождения членов семьи, дни памяти родных и близких, крещения, венчания, путешествия по родному краю и другие [10, с.49]. Для белорусов характерным является культ предков. Эта традиция находит отражение в следующем: гордость за дела предшественников, легенды и воспоминания, сохранение семейных реликвий (икон, орудий труда – прялки, веретена, предметов быта – ручников, горшков и др.), поминание, в честь предков сажают деревья или дают его имя новорожденным. Часто в современной белорусской семье дети сталкиваются с календарными праздниками: Рождество, Пасха, Новый год, Купалье, Калядки, которые пронизаны обрядами и традициями. Так праздник Калядки, традиционно сопровождается угощениями. Которые съедаются сообща, за одним столом. На Масленицу происходит укрепление семейных уз, пекутся блины, сжигается чучело зимы, большинство белорусских семей участвуют в народных гуляньях. Прощеное воскресенье – вершина нравственного стержня каждого семьянина. Современные Дожинки – праздник урожая, отмечаются с большим количеством развлекательных мероприятий, продажей сельскохозпродукции и награждением лучших аграриев. Народные традиции становятся семейными. Однако следует помнить, что семейные традиции возникают не сами по себе. Для их создания необходимы большой и нелегкий труд, высокая духовная культура родителей (заинтересованность в познании культуры и истории родного края). Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми. Практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье, передаваясь из поколения в поколение, адаптируясь к условиям современной жизни: фотографии, свадебные ручники, игрушки, ювелирные украшения, предметы быта. Если есть желание пополнить семейную традиционную копилку и создать своими руками новые творческие сувениры, которые могут стать семейными реликвиями, тогда следует обратиться к мастер-классам. Эти практические занятия повышают уровень общения, приобретается совместное хобби, происходит формирование и обновление семейных традиций, запускается процесс изучения, сохранения и передачи богатейшего опыта, который достался нам в наследство – национальные традиции Беларуси. 

Игры на основе белорусских забав

50125_26.jpg

Игра «Слуцкие пояса» («Слуцкiя паясы»)

Посередине стоит ведущий игры и в руках держит концы поясов (ленты, веревки). Слева и справа две команды. Участники в командах стоят в колоннах. Задача участника под музыку взять конец пояса и закрутиться к ведущему так, чтобы его конец пояса встретился с концом пояса ведущего и раскрутившись передать конец пояса следующему. Затем стать в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Игра «Крестики» («Крыжыки»

Соревнуются три пары участников. На полу лежат два «крыжыки» сделанные из деревянных палочек, не скрепленных между собой. Каждая пара перепрыгивает через «крыжык» так, чтобы не зацепить. При подпрыгивании участники говорят: Я скачу, скачу, всех друзей перескачу! Сначала музыка медленно играет, затем темп увеличивается.

Игра «Ярмарка» («Кірмаш»)

Две команды стоят перед чертой. На расстоянии стоит стол с баранками. У каждой команды есть фартук с карманом. Первый игрок завязывает фартук, добегает до стола, берет баранок и возвращается. Отдает фартук следующему и так далее. Выигрывает более быстрая команда.

Игра «Мельница» («Млын»)

Игроки становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и так далее по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает в игре последний игрок.

Игра «Посадка картошки» («Пасадка бульбы»)

Играют две команды по три или пять человек. Игрок, стоящий первым (капитан) держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати (тридцати) шагов от каждой группы начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и так далее. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Совместная деятельность. Знакомство с национальной культурой

50125_14.jpg 

Любить Отечество может только тот, кто знает историю своего народа, а знание истории страны, белорусского языка и литературы – вот что делает человека патриотом своего Отечества. Лишить дерево корней – оно погибнет. Погибнет и нация, если она не будет знать своей истории. Поможем же молодому поколению, как можно раньше познать эту истину. Родители, деды и прадеды должны поведать детям кто в своей семье в своем роду защищал Отечество, обеспечивал его развитие и безопасность, погиб на полях сражений.

Получить сведения о защитниках Отечества своего рода из прошлого дети могут только в семье, так как они будут повторять героику предков и передавать все последующим поколениям.

После бесед в семье, учащиеся узнают, что защитники Отечества – это не отвлеченные люди, они значатся в родословных своего рода, и потомки должны гордиться ими и преумножать их славу, а ответственность за свою Отчизну передается из поколения в поколение.

Информацию по участникам всех войн, где и когда бы они не происходили, а также по защитникам Отечества – всех видов и родов войск, можно собирать по памяти своих родителей, дедов и прадедов, понимая, что эта информация, как память, не нужна уже самим ветеранам – они свой долг выполнили и ушли на покой.

После совместной деятельности с детьми, родители понимают, что память конкретных защитников в конкретных семьях нужна детям. Так создается платформа для воспитания уважительного отношения к Родине. Педагогам остается только направлять и координировать эту работу.

Родителям и учащимся можно предложить составить родословную своими руками. Для выполнения этой задачи педагогом составляется «Краткое пошаговое пособие по составлению родословных»:

Шаг 1. На листе бумаги наносятся горизонтальные полосы по количеству поколений, на которые есть информация.

Шаг 2. Родоначальник пишется не снизу, где корни дерева, а сверху в полосе первого поколения.

Имена его потомков расписываются по своим поколениям и соединяются сверху вниз линиями прямого родства.

На листочке появится стройная и понятная роспись всех сородичей. Будет видна связь между поколениями и взаимная связь между родственниками внутри каждого поколения.

Не надо писать, что это «дядя» или «тетя», фактически она и дочь, и мать, сестра, бабушка – схема все расскажет. На схеме сразу видно кому и кем она приходится.

На данном этапе получится родословная по мужской линии. Такое изложение родословных общепринято.

Шаг 3. Полную информацию о сородичах по женской линии можно найти по последним поколениям. Если у кого-то в роду боковых ветвей будет мало, то можно в таком варианте расписывать не только одну ветвь, а по нескольким, по всем боковым ветвям своего рода.

Так можно составить родословные на десять поколений своего и соседних родов, которые в течение трех столетий стали родственниками. Появляется возможность выявить у большого количества сородичей имена защитников Отечества, участников войн и погибших на полях сражений, начиная от войны с Японией 1905 года и так далее. Родители помогают детям в создании схемы, тесно общаясь с дедушками и бабушками.

В течение работы с родословными можно использовать мини-словарь понятий:

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Родословная (или слово о роде) – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Родословная по мужской линии отражает лишь прямую мужскую линию, то есть содержит в себе идею преемственности, но не содержит генеалогических связей.

Родоначальник – предок, от которого берет начало род.

Так, постепенно начинается написание истории своего рода с более ранних времен, приходит понимание, что самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому, – это память, память о былом, об опыте прошлого, о людях, чьи дела и творения умножали славу Отечества и возвышали твой народ.

В рамках совместной деятельности можно продолжить работу над темами: «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», «Копилка обычаев и традиций семьи».

Орнамент - азбука белорусских народных символов. Игра

 

 50125_21.jpg

Где сегодня используется орнамент?

Сегодня белорусский народный орнамент узнаваем, он часто используется в украшениях, в декоре изделий и интерьера. Часто можно встретить использование орнамента в национально-культурных и коммерческих брендах. Все больше компаний используют орнамент в дизайне собственной упаковки, в качестве элементов рекламы, например, образ василька и орнамент-символ «васьмірог», олицетворяющие главную ценность белорусов – землю. Земля – то, что кормит, то, что дает жизнь. Изделия прикладного искусства с использованием орнаментальных узоров можно приобрести как в торговых центрах, так и на ярмарках города. Промышленные изделия отчасти сохраняют национальные особенности, но вряд ли в полной мере можно утверждать, что они понятны и близки людям, вызывают у них устойчивый интерес или потребность изучения наследия предков. Опираясь на знания белорусского народного орнамента можно изготовить личностно значимые изделия: обереги (браслеты, брелоки, вышивки с символами), украшения (серьги, гайтаны), сувениры (пасхальные яйца, закладки для книг, елочные украшения).

Игра «Орнамент» поможет понять смысл элементов узора белорусского орнамента.

1 этап игры

Перед вами таблица с картинками и их значением. Посмотрите, изучите узор орнамента, который несет определенное значение.

50125_22.jpg

Значения узоров:

1 – символ женской доли;

2 – Мать и святое древо;

3 – символ крепкой семьи;

4 – символ солнца;

5 – символ богатого человека;

6 – символ Берегини;

7 – Купалье. Хоровод;

8 – Купалье. Огонь;

9 – Купалье. Купалинка в танце;

10 – Купальская трава с 3-мя цветами;

11 – символ детей (защиты от несчастий);

12 – символ Матери;

13 – оберег;

14 – символ песни любви;

15 – знак девушки-березы;

16 – символ бога Ярилы;

17 – свадьба;

18 – символ предков;

19 – символ начала любви и символ любви в расцвете;

20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь;

21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность;

22. – Ярила на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы;

23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни;

24 – символ пробуждения природы весной;

25 – символ солнца.

 

2 этап игры

Перед вами лист с карточками, изображающими символ и его значение. Запомните значение символов в орнаменте белорусов, отложите таблицу со значением символов.

50125_23.jpg

3 этап игры

 50125_24.jpg

Разрежьте карточки без значения. 

4 этап игры

Возьмите лист с таблицей.

 50125_25.jpgНеобходимо распределить карточки под названиями символов.

Приступайте к работе.

Удачи!

О важности семейных традиций

50125_13.jpg

Семейные традиции играют важную роль в большинстве семей, и не только на праздники. Традиции – это воспитание общих ценностей, обеспечение стабильности и создание приятных воспоминаний, которые связывают всю семью. Традиции воспитывают детей. Создание традиций и обмен ими со своими детьми поможет научить их тому, что существует порядок в том, как все делается, и что каждый член семьи играет важную роль, как в рамках традиции, так и в рамках семьи:

Традиции укрепляют и связывают семью.

Традиции помогают сблизить членов семьи, поскольку они разделяют ритуал. Люди испытывают чувство принадлежности к чему-то большему, чем они сами, когда они являются частью семейной традиции. Это укрепляет семейные узы благодаря общим воспоминаниям. Старые традиции еще важнее прививать детям, потому что это способ напомнить им, что они являются частью чего-то большего, чем они сами. У них есть семья, место, где их принимают, место, где им место. Традиции создают стабильность. Независимо от всех других событий, происходящих в вашей жизни, члены семьи могут с нетерпением ждать возможности провести время вместе и поделиться традициями, которыми они наслаждались на протяжении многих лет. С годами мы начинаем верить, что, независимо от того, что приносит жизнь, некоторые вещи никогда не меняются.

Семейные традиции вселяют уверенность. Мы можем чувствовать себя хорошо, просто думая о семье. Когда жизнь становится напряженной, мысли о времени, проведенном с семьей, и о традициях, которыми наслаждаются вместе, помогают обрести чувство спокойствия и умиротворения. Семья без традиций, общих ритуалов становится просто сообществом родственников по крови, теряется связь между поколениями, теряются нежные и теплые отношения между родителями и повзрослевшими детьми, сложнее формируется ощущение стабильности мира у детей. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, но и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Поддерживайте старые традиции, создавайте новые и никогда не забывайте о том, что ваше счастье – это счастье близких вам людей. Человек начинает творить в состоянии вдохновения, которое приходит вместе с любовью. В семье, где живет любовь, обязательно появляется желание создать что-то новое, неповторимое.

Как стать патриотом.

Памятка для учащихся

 50125_20.jpg

 

1 Помни: ты живешь в стране с героической историей и удивительными традициями. Ты должен быть достойным гражданином своей Родины.

2 Будь ответственным за судьбу своей Родины, города, улицы, семьи, бережно относись к историческому и духовному наследию Республики Беларусь.

3 Выполняй свой гражданский долг перед Отечеством.

4 Будь образованным, целеустремленным, любознательным, умей получать знания и используй их на практике. Интересуйся историей, традициями и культурными ценностями Беларуси.

5 Приумножай свои знания во благо, а не на зло.

6 Веди здоровый образ жизни.

7 Уважай своих родителей, близких тебе людей, слушайся старших, следуй их добрым наставлениям, заботься о благе и духовности своей семьи.

8 Помогай родителям, младшим братьям и сестрам.

9 Бережно относись к природе, заботься о животных.

10 Поступками и делами улучшай окружающую жизнь.

 

КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

50125_12.jpg

Воспитание гражданина и патриота начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем – ко всему человечеству.

Данный материал будет полезен родителям в вопросах формирования у детей активной гражданской позиции, патриотизма.

Семья – это первый и значимый социальный институт в жизни ребенка, обладающий большим воспитательным потенциалом в формировании его мировоззрения, нравственных норм поведения, в становлении его личности на разных возрастных этапах. Родители имеют уникальную возможность влиять на своего ребенка. Сегодня наша страна нуждается в человеке, воспитанном в духе патриотизма. Патриот – это личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от сиюминутных политических уловок, готовая сделать свой вклад в построение сильной Беларуси, а в случае необходимости встанет на защиту Родины. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Детям разного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. Родина, Отечество – в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу и передает в наследство лучшее из своей жизни. Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Приемы, рекомендации

 

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» А. С. Макаренко.

Патриотизм включает:

1 Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к традициям, преданность им до конца своей жизни.

2 Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3 Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда.

С чего же начинается патриотическое воспитание в семье?

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы, города.

Приемы и рекомендации по воспитанию патриота:

Обращайте внимание ребенка на красоту родного края. Во время совместных походов в магазин, в парк, к родным и близким расскажите, о том, что вы встречаете по дороге: историю города и предприятия, название улиц, поговорите о значении каждого объекта. Дома предложите поговорить об увиденном, вспомнить, что больше всего понравилось. Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств к родным местам. Все, что можно посмотреть, потрогать – это может быть увлекательно, если правильно представить, эта задача по плечу любой семье.

Рассказывая и показывая детям семейные реликвии – памятные предметы, связанные с боевой жизнью или с военной службой своих родственников-воинов, знакомьте их с историей, которая обладает особым очарованием для ребенка, потому что она заставляет его прорости корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки. На вопрос: «Как погиб мой прапрадедушка?», нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма. Рассказывайте с гордостью о победе в Великой Отечественной войне. С этого начинается семейная традиция. Важно подвести ребенка к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи. Происходит передача из поколения в поколение истории, воспитывается настоящая любовь к Родине. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

С самых ранних лет необходимо учить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Побеседуйте с ребенком о вашей семье. Рассмотрите семейные фотографии и вместе составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево».

Приобщайте ребенка к истокам народной культуры. Знакомьте с народным фольклором – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства (вместе с ребенком попробуйте смастерить сувенир). Изготовление поделок воспитывает терпение, сообразительность, развивает творческое мышление,

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Обсуждайте просмотренные фильмы о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости. Будьте сами активны и неравнодушны и результаты не заставят себя долго ждать.

Рекомендации «Семейный час»:

Рассматривая с ребенком семейные фотографии, старайтесь характеризовать членов семьи по роду их деятельности, профессии, личностным качествам, интересным событиям из жизни каждого в отдельности. Каждых совместный просмотр завершайте информацией и примерами заботливого, уважительного отношения между всеми членами семьи – это позволит ребенку чувствовать свою принадлежность к семье, роду, ценить и беречь родственные связи.

Составление родословной семьи с ребенком воспитывает у него уважение к старшим поколениям, семейным традициям, гордость за предков, которые трудились во благо семьи и Родины, с честью преодолевали выпавшие им трудности.

Расскажите ребенку, какую пользу приносит ваш труд, ваша профессия семье, людям, стране. Старайтесь положительно отзываться о вашей работе и результатах труда. Обращайте внимание на такие нравственные качества как ответственность, внимание, выносливость, образованность, умения общаться с другими людьми, которые необходимы для достижения высоких результатов. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда или приведите примеры значимости вашей работы для общества. Обсудите последствия некачественно выполненной работы или отсутствия работы, как для семьи, так и страны в целом.

Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, раскрасить народную игрушку – это условие как патриотического, так и эстетического воспитания в семье.

Проявление патриотизма у учащихся

50125_19.jpg

Патриот – человек, который любит свое Отечество, свою Родину. А что это значит, любить свою Родину? В чем это выражается в мирное время?

Патриот:

знает историю своего края, своей страны;

бережно относится к природе родного края;

любит свою семью, свой народ;

соблюдает правила и законы;

гордится достижениями своей страны;

трудится на благо своего народа, своей Родины;

готов встать на защиту своей Родины;

Патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжелые минуты.

Патриотизм – это и знание о своей Родине. Очень сложно любить то, о чем ничего не знаешь или мало знаешь, значит, патриот – это тот, кто хорошо учится, читает, сомневается, анализирует.

Для детей и молодежи патриотизм проявляется по-разному.

Патриотизм – это также забота. Можно подумать, что о стране заботится сложно – она огромная, заботиться скорее должна она, а не мы. Но нет, есть кое-что, что можем сделать мы – например, сделать место своего обитания чище (в том числе – для будущих поколений). Сортировать мусор и отказываться от пластиковой трубочки в напитке – это тоже патриотизм. Значит быть патриотом – это значит не мусорить.

Соблюдение правил дорожного движения это тоже патриотизм, потому что не ставится под угрозу жизнь других людей.

Патриотизм – это защита: страны, города, Родины, двора, дома, улицы.

Патриотизм – это действия – например, выражать свое не безразличие к несправедливости, обману.

Патриотизм– это ответственность, например, ответственное выполнение поручений: домашние поручения – вымыть пол, посуду; застелить постель, без напоминания сделать уроки и так далее.

Патриотом нельзя родиться, но патриотом можно стать!

Белорусский орнамент. Квест-игра

50125_4.jpg

Авторы: Семенова О.Г., педагог дополнительного образования; Ковалева Н.Г., методист

Для познавательного изучения национальной культуры в необычной форме был адаптирован материал о Беларуси (быт, природа, этнография) к возрастным особенностям учащихся и разработан сценарий квест-игры «Белорусский орнамент». Сюжет квест-игры: путешествие по маршрутному листу с выполнением заданий, рассказывающих о природе, культуре, символике Беларуси. Ребята должны помочь портному сшить красивый белорусский наряд с орнаментом. Для этого необходимо выполнить ряд заданий и собрать элементы орнамента для портного. Конечный результат игры зависит от общих усилий.

Подготовительная работа: накануне изучена литература по белорусскому орнаменту; подготовлена информация для ознакомления учащихся с историей орнамента, цветами и символами белорусского орнамента, составлено письмо, маршрутный лист-карта, задания.

Сценарий квест-игры «Белорусский орнамент» адресуется педагогическим работникам, связанным с воспитательными функциями.

Сценарий

Цель: создание условий для приобщения детей к национальным традициям Беларуси, развития их познавательных способностей через активную деятельность при проведении квеста.

Возраст участников: 8-11 лет.

Оборудование и материалы: физическая карта Беларуси, фотографии города, «письмо от Портного», материалы для каждой остановки, лапти, заготовки силуэтов платьев (костюмов), краски, кисти, музыкальный ряд (песни «Белый аист» музыка: А. Пахмутовой, слова: Н. Добронравова; Песня моя Беларусь» музыка и слова А. Ярмоленко).

Ход игры

Организационное начало

Звучит песня «Белый аист»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Беларусью, ее обычаями и традициями.

Есть на земле молодая страна Беларусь зовется она.

Здесь дружно и весело люди живут и в гости людей всего мира зовут!

Стук в дверь, входит почтальон, передает педагогу письмо.

Педагог: Ребята, как вы думаете, от кого может быть это письмо?

Давайте прочитаем: «Дорогие ребята, пишет вам портной из города М, мне заказали сшить красивый белорусский наряд на праздник, но я, к сожалению, забыл, чем известна и особенна Беларусь, как эти особенности отражаются в орнаменте и белорусском узоре, помогите мне, пожалуйста, вспомнить! Для этого вам нужно отправиться в путешествие и правильно выполнить все задания. За каждое задание вы будете получать фрагмент орнамента, а в конце путешествия сможете сложить его целиком. В помощь вам высылаю карту (маршрутный лист)».

Педагог: Ребята, а что вы знаете о белорусском орнаменте? Орнамент – это не просто красивые рисунки, которые украшают вышивку. К каждому символу есть свое обозначение, которое отражает его суть. Несет в себе смысловую нагрузку. Большое дерево символизирует бессмертие и вечность. Символ, напоминающий масленицу, называется Житняя Баба, и он несет в себе плодородие. Ромб в ромбе – пробуждение природы весной. Есть символ матери и девушки березы. Символ, который защищает детей. Символ для крепкой семьи (такие вышивали на свадебных рушниках). А для любви в белорусском орнаменте есть не один символ, а целых четыре. Педагог с ребятами изучает маршрутный лист и предлагает отправиться в путь.

Педагог: Начинаем путешествие от доски с изображением карты Беларуси, с фотографиями городов. Вопросы учащимся:

Как называется столица Беларуси? Какие областные города вы знаете?

В каком городе мы живем? В каких городах вы бывали?..

Остановка путешествия «Собери картинку»

Педагог: Ребята, вы уже знаете, что у Беларуси, как у каждой страны имеется государственный флаг, герб и гимн. Сейчас мы разделимся на две команды, каждая команда получает конверт с картинками. Первой команде нужно собрать изображение герба, второй команде – изображение флага.

После того, как собрали, ребята вместе с педагогом вспоминают, что обозначают цвета на флаге, гербе: Что означает каждый цвет на флаге? Что означают символы на гербе и флаге Беларуси?

Педагог: Молодцы, ребята, с заданием справились, вот вам первый фрагмент орнамента! Далее учащиеся по маршрутному листу приходят к мини-сушке «фотографии родного города».

Остановка путешествия «Определи город и его достопримечательности»

Педагог: Ребята, вы уже знаете, что в Беларуси шесть областных городов. Перед вами фото-сушка. Я предлагаю вам объединиться и изучить фотографии. Задание: какому городу принадлежать эти архитектурные достопримечательности? Что на них изображено? (г. Могилев)

Педагог: Молодцы, с заданием справились, вот вам второй фрагмент орнамента! Далее по маршрутному листу учащиеся приходят к мини-музею «Белорусское подворье».

Остановка путешествия «Засели подворье»

Педагог: Карта привела нас к белорусскому дворику, я предлагаю вам вспомнить, какие домашние животные разводят в Беларуси и заселить ими подворье. Для этого картинки с изображением силуэта животного, а также фигуры разных животных. Определяете фигурку и ставите во двор.

Участники за выполненное задание получают третий фрагмент.

Остановка путешествия «Поиграй-ка»

Педагог: Мы с вами знаем много игр, а сегодня поиграем в белорусскую игру «Михасик». Правила игры: по кругу ставятся пары «лаптей», меньше на одну, чем участников игры. Участники располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, лапаточки обувай, обувай!». После этих слов участники останавливаются и стараются быстрее «обуть лапти». Оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется один участник. Он получает фрагмент орнамента.

Остановка путешествия «Угадай-ка»

Карта приводит в музыкальный уголок, в котором разложены национальные музыкальные белорусские инструменты (можно фотографии разложить или развесить). Участники отгадывают загадки про музыкальные инструменты:

1 У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет – если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян голосистый мой…(Баян)

2 На ремне в рядок висим, сухо, весело трещим.

Ритм отстукивает четко звонкий инструмент… (Трещотка)

3 Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею. (Балалайка)

4 Деревянные сестрички, дуг о друженьку стучат,

Всю округу веселят. (Ложки)

После ответов дети получают пятый фрагмент орнамента.

Остановка путешествия «Четвертый лишний»

Педагог: Вспомним национальные блюда и продукты питания Беларуси. На столе у вас находятся карточки с изображением блюд, продуктов, вам нужно определить, что здесь лишнее и зачеркнуть. Молодцы, справились с заданием, вот вам последний фрагмент орнамента. Сейчас мы попробуем сложить фрагменты воедино, чтобы получился узор. Вот такой красивый узор у нас получился.

Заключительная часть «Укрась платье»

Педагог: Предлагаю освоить профессию дизайнера-портного и украсить платье (костюм) с использованием знаний о белорусском орнаменте, это будет подсказка для портного.

Участники мероприятия выполняют задание.

Подведение итогов. Участники оформляют выставку работ.

 

Фотоматериалы к квест-игре

 

50125_5.jpg50125_6.jpg50125_7.jpg50125_8.jpg50125_9.jpg50125_10.jpg50125_11.jpg

 

 

 

 

 

sm.jpg bannerminobr.jpg

banner_030325.jpg

uegj.jpg

roo new

_благоустройства.jpg -80-лет-_рус_.jpg

80let.jpg

_молодежь.бел.jpg

kachusl.jpg

sniaga

карта обрсети

баннер картинка

Banner CUR

molodezhprotiv

corruption.jpg

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

 

Scan20230418194242socsorobl22

telegram