Формы взаимодействия с семьями учащихся
Для того чтобы родители стали активными помощниками в патриотическом воспитании учащихся необходимо вовлечь их в жизнь учреждения образования. Работа с семьей предполагает взаимодействие (приобщение родителей к образовательному процессу; участие родителей в организации жизни образовательного учреждения; присутствие и участие родителей на мероприятиях; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей) и сотрудничество (групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты).
Взаимодействие имеет несколько этапов: первый – знакомство; второй – планирование совместной деятельности; третий – непосредственное взаимодействие родителей и учреждения образования.
Взаимодействие должно быть продуктивным, то есть должно быть личностное развитие ребенка и создание условий для его воспитания и позитивной социализации на основе базовых общенациональных ценностей. При продуктивном взаимодействии, в котором родители являются активными участниками жизни учреждения образования, между педагогами и родителями происходит активный обмен различными инициативами, присутствует обоюдное стремление к решению задач воспитания и преодолению возникающих сложностей, реализуются совместные проекты и события.
Формы продуктивного взаимодействия взрослых и детей, способствующие становлению родителей, как активных участников жизни учреждения образования: индивидуальные (беседы, консультации); наглядно-информационные (информационно-просветительская и аналитическая работа); массовые (совместные мероприятия; экскурсии; проекты; вечера; праздники; совместное творчество).
Разнообразие потенциальных форм обеспечивает вариативность взаимодействия, совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать, восполняет недостаток родительского внимания.
Через народные белорусские традиции и обряды также усваиваются образцы поведения, общественно значимые качества: трудолюбие, честность, доброта, патриотизм. Такие праздники как Рождество, Пасха, Новый год, Купалье пронизаны обрядами и традициями, с которыми сталкиваются дети в каждой белорусской семье. Таким образом, семейные традиции являются важным элементом не только семейной жизни, но и связующим звеном между прошлым и настоящим, элементом патриотического воспитания.
Следует помнить, что семейные традиции, реликвии возникают не сами по себе. Для их создания необходимы большой и нелегкий труд, высокая духовная культура родителей. Традиции тесно связаны с семейными реликвиями.
Проведенный опрос и анкетирование родителей и учащихся о семейных традициях и реликвиях показал, что у детей и родителей есть желание узнать о белорусских традициях, пополнить семейную традиционную копилку (создать своими руками сувениры, которые могут стать семейными реликвиями с национальным характером).
Все наиболее важное, чем обладает человечество: культура, искусство, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве и в период взросления, в процессе ежедневного взаимодействия педагога, родителей и учащихся. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях», – эти слова, сказанные педагогом К.Д. Ушинским, актуальны и сегодня.
Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания. Одной из форм совместного творчества является творческий проект.
Смысл и назначение проектной деятельности в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру родителями методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь учреждения образования демонстрирует им особенности воспитания и обучения детей. Наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
Преимущества совместной проектной деятельности:
1 Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. В совместной проектной деятельности педагог не столько учит, сколько помогает учащемуся находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью достижения и так приобретать качества социально-компетентного человека.
2 Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания. Совместная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
3 Установление партнерского взаимодействия. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих и его успехов. В такой ситуации педагог становится партнером по общению, он проектирует, планирует систему воздействий на учащегося, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.
4 Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников, в результате возникает общее настроение энтузиазма всех: педагога, учащихся и родителей.
Для привлечения родителей к проектной деятельности необходима предварительная работа. Основной целью становится поиск путей формирования взаимодействия (собеседование, анкетирование и так далее).
В выборе темы проекта можно использовать метод обсуждения. Обсуждая учащиеся заинтересовываются, проявляют инициативу узнать что-то, постепенно происходит плавное перемещение в проект.
Алгоритм действий для педагога: анкетирование родителей, собеседование с учащимися, определение их запросов, разработка плана подготовки к проекту и проекта.
Примером совместной деятельности детей и родителей по созданию серии работ в технике белорусской росписи является работа над художественными творческими проектами.