- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 1423
Тема проекта: «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель»
Разработчик проекта:
Ковалева Наталья Геннадьевна, методист
Консультанты проекта:
Здорикова Людмила Евгеньевна, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь VII созыва
Афанасьева Наталья Григорьевна, заместитель директора по учебной работе ГУО "Средняя школа №43 г.Могилева"
Тюко Виктория Викторовна, исследователь в области педагогических наук
Сроки реализации инновационного проекта: 2022–2025 гг.
Цель инновационного проекта:
создание условий для формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся в современной социокультурной ситуации на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства
Задачи:
обеспечить комплекс условий (организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических, аналитико-информационных, кадровых, материально-технических), необходимых для реализации инновационного проекта;
изучить общедидактические вопросы, связанные с организацией сетевого взаимодействия, разработать схему региональной партнерской сети гражданского и патриотического воспитания, определить механизмы ее функционирования, внедрить в практику работы учреждения;
изучить литературу и нормативные правовые документы по организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
определить структуру и содержание понятия «гражданско-патриотическая позиция», подобрать необходимые дидактические и диагностические материалы;
разработать, согласовать с партнерами условия и возможности сетевого взаимодействия в рамках района и области, определить совместные мероприятия, проекты, а также сферу ответственности участников инновационного проекта;
обеспечить внедрение в образовательный процесс учреждения региональной модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства;
разработать и реализовать систему повышения квалификации педагогов по теме инновационного проекта;
осуществить выявление, изучение и обобщение инновационного опыта педагогов по теме проекта;
обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта;
обеспечить популяризацию эффективных моделей реализации гражданского и патриотического воспитания в СМИ;
обеспечить расширение региональной Партнерской сети за счет привлечения новых социальных партнеров.
Актуальность темы инновации, инновационная модель
Проблема гражданского и патриотического воспитания не является новой ни в науке, ни в педагогической практике. Но вместе с тем она не теряет своей актуальности. Личность в современном обществе должна обладать высоким уровнем ответственности, самостоятельности, мобильности, конкурентоспособности, конструктивности, инициативности, способной осознанно и активно исполнять свой гражданский долг. В Республике Беларусь гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из стратегических направлений государственной идеологии и особым направлением воспитательной работы в учреждениях образования. Несмотря на то, что основная роль в формировании гражданственности и патриотизма отводится учреждениям образования, процесс гражданского и патриотического воспитания идет и вне стен образовательных структур. В первую очередь, воспитание идет в семье, где закладываются базовые ценности, формируется отношение к окружающему миру. Воспитывает телевидение, Интернет, воспитывают окружающие объекты и события. И не всегда такое воспитание соответствует положениям и принципам государственной идеологии. Поэтому основная идея инновационного проекта состоит в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся в условиях тесного сотрудничества всех заинтересованных лиц и структур на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства. Новизна инновационного проекта заключается в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных и др.) в сетевое пространство с целью выработки и реализации единых подходов в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся на основе основных положений и принципов государственной идеологии.
Сетевая модель формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 334
С целью совершенствования знаний педагогических работников в вопросах обобщения и представления инновационного опыта педагогической деятельности организовано участие в онлайн-консультации УО «МГОИРО» по теме «Формы обобщения и представления инновационного педагогического опыта». Для педагогических работников учреждений образования, участвующих в реализации республиканских инновационных проектов были освещены вопросы о моделях, формах и механизмах трансляции эффективного инновационного педагогического опыта, представлен калейдоскоп продуктов инновационной деятельности педагогических работников учреждений образования, принимающих участие в инновационной деятельности. По итогам мероприятия участники отметили актуальность и важность полученной информации, отметили для себя пути и формы трансляции инновационного педагогического опыта.
Педагогический квест "Гражданственность и патриотизм в воспитании и творческом развитии обучающихся"
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 342
Педагогический квест «Гражданственность и патриотизм в воспитании и творческом развитии обучающихся: образовательные практики и опыт» был проведен 28 февраля 2024 года в ГУО «СШ № 46 г. Могилева» с целью трансляции эффективного опыта гражданского и патриотического воспитания в условиях реализации инновационного проекта. В педагогическом квесте приняло участие 75 педагогических работников Гомельской, Могилевской и Минской областей.
Участники мероприятия более подробно познакомитесь с направлениями работы по гражданско-патриотическому воспитанию двух учреждений образования города Могилева: ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева» и ГУО «СШ № 46 г. Могилева» в рамках сетевого взаимодействия. В совместной командной деятельности педагоги активно прошли все станции квеста. На станции «Патриотическая» – участвовали в игре «Собери Беларусь в своем сердце». Мастерили сувениры национальной тематики в ходе мастер-классов на станции «Творческая». Изучили правовой навигатор на станции «Правовая». Познакомились с мозаикой методов по созданию гармонии в педагогической деятельности и педагогическом общении на станции «Педагогическая переменка».
Педагогический квест как идея взаимодействия в Партнерской сети, предоставил возможность включить педагогов в активную деятельность и пополнить методическую копилку новыми и эффективными формами работы.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 432
Подготовлен материал для участия в IV Республиканском педагогическом форуме «Патрыятычнае выхаванне навучэнцаў праз стварэнне этнакультурнага асяроддзя: педагагічны вопыт і выхаваўчыя практыкі ў сістэме дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі» 25.04.2024. Тема выступления «Воспитание гражданственности и патриотизма через проектный вид деятельности на занятиях декоративно-прикладного творчества».
Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Педагогами – новаторами в течение января-марта 2024 года проведены мастер-классы:
«Рождественские встречи»;
«Традиции и современность» по изготовлению аксессуаров с белорусским орнаментом;
«Изготовление открытки ко Дню семьи, любви и верности».
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 309
23 января 2024 года прошел городской семинар для заместителей директоров по патриотическому воспитанию на тему «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся». В пленарной части семинара была представлена система работы по совершенствованию деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, обозначена роль информациооно-практических мероприятий в работе по формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, озвучены проблемы и перспективы деятельности учреждений образования. В практической части участникам семинара была предложен мастер-класс «Калядная зорка» и квиз «Рождество и его традиции».
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 358
28 февраля приняли участие в заседании областной методической лаборатории методистов УДОДиМ «PRO: Поиск. Развитие. Обновление». Деятельность лаборатории носит научно-методический характер и направлена на решение актуальных проблем методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи через разработку и внедрение в практику работы методических служб новых подходов, педагогических технологий и форм методической деятельности. Лаборатория представляла опыт работы по применению в практике кейс-технологии.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 362
17.01.2024 года проведен образовательный вебинар Тюко Викторией Викторовной, исследователем в области педагогических наук, консультантом инновационного проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель» по подготовке отчета инновационной деятельности. Это обусловлено необходимостью предоставления руководителем учреждения образования справки (отчета) о результатах реализации инновационного проекта, так как предоставляемые отчетные материалы не только свидетельствуют о качестве инновационных процессов, но и являются одним из источников инновационного педагогического опыта, который значим для педагогического сообщества. Участникам вебинара были предложены материалы, направленные на развитие аналитико-диагностической, рефлексивной, презентационной и информационной компетенций.
В ходе развернутого диалога педагогические работники познакомились с эффективными методами и формами по использованию инновационного педагогического опыта в качестве обучающего ресурса для проведения методических мероприятий с педагогическими работниками.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 436
В период с 26 февраля по 6 марта 2024 г. прошла Республиканская декада методических мероприятий «Семейное и гендерное воспитание учащихся», организованная УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи». В рамках декады проведены методические мероприятия: открытое обсуждение вопросов по теме – интернет-форум в период с 26 февраля по 6 марта 2024 г. на сайте НЦХТДМ в разделе «Методический портал» в рубрике «Форум» (700 просмотров); Email-конференция и работа дистанционной образовательной площадки (информационно-методические материалы и материалы из опыта работы). Педагоги-новаторы Центра «Агат» приняли участие и представили 6 методических материалов.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 424
Формирование исследовательской компетентности учащихся
Василий Александрович Сухомлинский: «Проблема творчества – один из участков педагогической целины».
Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Работа исследовательского характера – это работа, связанная с поиском, проведением экспериментов в целях расширения имеющихся знаний и получения новых, проверки гипотез, установления закономерностей, обобщений. Первая трудность, с которой сталкивается учитель, – выбор темы исследования. Только на первый взгляд это кажется сложным. Если прислушаться к детям, то можно узнать, что их интересует, на какую тему хочется говорить. На начальном этапе, в зависимости от круга исследовательского интереса, учащихся можно распределить по группам или секциям. Предложите ребятам занимательные задания и увидите, кто умеет выделять главное, анализировать и делать собственные выводы. Педагогу не следует навязывать свой взгляд, ведь исследователь – это ребенок, а не взрослый. Педагог только ассистент, помощник при написании и оформлении работы, от которого зависит насколько грамотно и правильно будет она представлена. Педагог помогает ребенку определиться с целью работы, сформулировать гипотезу, определить задачи исследования. Не возникнет сложности с этим, если знать определённые аспекты. Спросите, чего ребенок хочет достичь своим исследованием. Это и есть цель работы, т.е. её конечный результат. Она должна быть проста и понятна и начинаться такими словами как «выявить», «изучить», «определить» и т.п. Если, например, мы изучаем соответствует ли поведение пчел народным приметам, то и цель будет следующая: выявить взаимосвязь между поведением пчёл и народными приметами. Гипотеза – это та система мер, в результате которых предполагается достижение цели исследования. Другими словами, это предвидение событий. Узнайте у юного исследователя, как он предполагает получить результат, и гипотеза сформулирована. Делая предположения, обычно используются слова: «если, то»; «предположим», «допустим» и т.п. Предположим, что существует взаимосвязь между поведением пчёл и народными приметами. А теперь о задачах исследования. Это тот этап работы, который решается в ходе исследования, т. е. ответы на вопрос как доказать или опровергнуть гипотезу? Не следует задачи прописывать общими, никому не интересными словами. Они должны быть сформулированы четко, кратко и понятно. Обычно задачи начинаются словами: «изучить», «провести», «узнать», «проанализировать», «исследовать», «определить», «рассмотреть» и т.п., например, изучить литературу по данной теме; наблюдать за пчелами и попробовать расшифровать их язык; исследовать поведение пчел как естественных предсказателей погоды; вести дневник наблюдений; обобщить полученные результаты и сделать выводы. В основной части должна быть раскрыта тема исследования, описаны опыты, выявлены определённые закономерности в изучаемых явлениях, подведены итоги. Именно в выводах следует быть особенно убедительными. Не следует использовать общие фразы, только факты. Вступление, наоборот, начинается с общего, а переходит конкретно к теме исследования, показывает её актуальность и противоречие. В заключение я хотела бы немного остановиться на критериях оценки работ исследовательского характера. Высший балл имеют те работы, которые посвящены решению одной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно, для раскрытия которой требуется делать выводы самому, сопоставляя различные точки зрения, умело используя чужое мнение при аргументации своего взгляда. Ведь работы такого уровня – это не пересказ заученного текста, а умение ребенком вести дискуссию, отстаивать свою позицию.
Провести исследование – это задача не одного дня. Не ждите последней минуты, чтобы заняться исследованием. Преодолевайте трудности легко. Верьте в свои силы и возможности ребёнка, и все получится.
Алгоритм и этапы работы над исследованием:
Этапы научного исследования.
Выбор темы исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Определение цели и задач.
Формулировка названия работы.
Разработка гипотезы.
Составление плана исследования.
Работа с литературой.
Выбор методов исследования.
Алгоритм работы над исследованием участника (памятка 1)
1 этап. Выбор объекта (темы) исследования. Ваши действия: определите свои интересы, обозначьте область и объект интереса, который и станет темой исследования. Если сами не можете определиться с темой, то попросите помощи у учителя или выберите интересующую вас тему из предложенного списка.
2 этап. Процесс исследования объекта. Ваши действия: после определения темы, начните собирать информацию, связанную с объектом исследования. Пользуйтесь всеми имеющимися у вас источниками информации: справочниками, энциклопедиями; сведениями, полученными через Интернет; художественной литературой, монографиями, средствами массовой информации. Найдите и запишите новые, неизвестные ранее вам знания об интересующем вас объекте, сделайте анализ, обобщение и систематизацию найденных сведений. Проведите необходимые вам опыты, эксперименты, опросы, анкеты, подтверждающие или раскрывающие новые знания об объекте или свойства изучаемого объекта.
3 этап. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового, графического и/или компьютерного продукта в соответствии с требованиями к данному виду работы. Сделайте выводы по результатам исследования. Определите практическую значимость вашего исследования и где могут быть применимы результаты вашего исследования.
4 этап. Защита исследования. Продумайте, в какой форме вы будете осуществлять защиту. Выберите наиболее интересные и значимые фрагменты вашего исследования. Постарайтесь продумать ответы на предполагаемые вопросы оппонентов. Не забывайте, что главное в защите убедительность, наглядность, точность и краткость.
Основные компоненты исследования (памятка 2)
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать, вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.
Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...
Тема - отражает характерные черты проблемы, формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Основные требования к теме исследовательской работы - новизна и актуальность.
Актуальность. Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.
Объект – это что исследуется, это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет же исследования более конкретен. Как, в каком аспекте исследуется объект. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Гипотеза – предположение, требующее доказательств. В некоторых исследованиях необходимо выделить гипотезу, которая конкретизирует предмет исследования. Гипотеза должна быть обоснованной и подкрепленной литературными данными и логическими соображениями. В ходе исследования она может быть либо подтверждена, либо опровергнута.
Цель - запланированный результат ваших исследований. Формулируется кратко и предельно четко, отражая планируемый результат исследования. Любая цель начинается с глаголов «выяснение», «выявление», «обоснование», «проведение» и т.д. Не следует начинать ее словами «исследование», «изучение», так как они указывают на процесс достижения, а не на предполагаемый результат работы.
Задачи - это развитие цели, ее конкретизация, иначе – промежуточные результаты, которые определяют пошаговые действия: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулирование задач начинается с глаголов: выявить, изучить, описать, подвести, обозначить и т.д.
Методы исследования. Как решать задачи, проводить исследование. Методы могут быть следующие: сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...), изучение имеющейся литературы, опыта. Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований: анкетирование, интервью, опрос.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности (памятка 3)
Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика, умение подготовить презентацию своей работы).
Общеучебные умения и навыки: проводить наблюдения, описывать явления и процессы, анализировать, сравнивать, осуществлять мысленный эксперимент, формулировать проблему, осуществлять рефлексию.
Работа над текстом выступления на научной конференции (памятка 4)
Любой ученый должен уметь заявить о себе: грамотно представить результаты исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность сделанных выводов.
Подготовка устного выступления. Ориентируясь на семь вопросов, можно составить текст выступления, отвечающий канонам ораторского искусства. Какие же это вопросы? О чем говорить? Т
Тема выступления - вектор развития мыслей. Чтобы не утонуть в словесном потоке, надо сформулировать основной тезис, т. е. о чем нужно сказать в первую очередь.
Определение основного тезиса начинается с анализа темы, выделения опорного понятия. Для этого ученик должен вычленить главную мысль, лаконично ее сформулировать. Сразу облечь мысль в удачную словесную форму могут немногие. Поэтому мы советуем контролировать себя вопросами: О чем обязательно необходимо сказать? Чего слушатели ждут от меня? Отвечая на эти вопросы, сжимаем тезис, пока он не достигнет необходимого лаконизма и четкости. Зачем говорить? Выходя к аудитории, необходимо осознавать цель своего выступления.
Цель – это ориентир, «голова» речи. Формулируя цель, подбирайте глагол, точно выражающий ожидаемое воздействие на аудиторию: рассмотреть, доказать, определить, обнаружить и др. Сколько говорить? Время публичной речи всегда ограничено 5-7 минутами, поэтому нужно отобрать самое существенное. Принцип простой: лучше меньше, да лучше. Больше внимания следует уделить экспериментальной части и выводам. Если оратор не располагает новой информацией, необходимо создать эффект новизны.
Возможны такие приемы: оживление факта ярким описанием (история вопроса, развитие данной темы); новая интерпретация общепринятых взглядов (новейшие технологии, оригинальные концепции); контрастное сопоставление статических данных (динамика исследуемого феномена в течение нескольких десятилетий); оригинальная трактовка знакомых мыслей; смелые суждения и свежие факты. Кому говорить? Необходимо выбрать стиль и тактику убеждения слушателей. Если выступление проходит перед учащимися, речь не должна быть перегружена терминами. Где говорить? Условия произнесения речи могут значительно повлиять на план выступления, тактику поведения оратора. Как говорить? Оратор выбирает подходящий способ убеждения, варианты аргументами. Во время выступления перед юными исследователями нужно говорить не очень быстро. Что говорить? Для достижения цели выступления нужны надежные аргументы, тому, что сила ораторского искусства – в аргументах и способе их воздействия на аудиторию. Для понимания того, о чем говорит оратор, необходимо основное понятие, несущее главную мысль, повторить (разъяснить) не менее семи раз на протяжении речи, а тезис – не менее четырех раз.
Правила научного спора (памятка 5)
Вопросы и замечания – непременные атрибуты споров, дискуссий, брифингов. Именно в вопросах и замечаниях выражаются сомнения, выясняются позиции, выдвигаются аргументы. Чем больше вопросов возникает на «репетициях» выступления, тем качественнее и обоснованное будет итоговый доклад.
Вопросы - стимуляторы дискуссии.
Они позволяют: активизировать обмен мнениями, уйти от монолога; направить диалог в русло цели оратора; перехватить и удержать инициативу (ответами на вопросы стремиться к развитию дискуссии, наиболее выгодно представляющей исследование); показать вклад исследователя в решение данной проблемы (в каждом ответе опираться на экспериментальные доказательства).
Надо терпеливо относиться к вопросам и замечаниям. Иногда нам кажется, что к нам придираются, порой хочется ответить грубо. Так вести себя недопустимо. Замечания означают прежде всего то, что собеседник нас активно слушал, следил за аргументацией и все обдумывал, сопоставлял наше мнение со своим. Объективные замечания не нужно воспринимать как препятствия, козни и ловушки. Они служат диалектическому мышлению, поиску истины.
Внешкольная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Это занятия, предполагающие дополнительное изучение темы, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся. Участие в фестивалях, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учащимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 350
20.03.2024 был проведен обучающий семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся». В ходе мероприятия рассмотрены вопросы содержания, методов и форм организации исследовательской деятельности учащихся, структуры и критериев оценки исследовательских работ, а также представлена система работы педагога по включению учащихся в исследовательскую деятельность.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 1344
Гражданско патриотическое воспитание учащихся на культурных традициях белорусского народа и семьи
Любое воспитание начинается с уважения к своей стране, к ее национальным традициям, истории и культуре. Нельзя вырастить настоящего патриота и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Республика Беларусь имеет богатое духовное наследие, которое формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Все наиболее важное, чем обладает человечество: культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве и юности, за школьной партой, в процессе ежедневного взаимодействия педагога, родителей и учащихся.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях», – эти слова, сказанные великим педагогом К.Д. Ушинским, актуальны и сегодня.
Важным условием формирования нравственно-здоровой личности является взаимодействие всех участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся, государства и родителей. Участие родителей в жизни учреждения образования влияет не только на развитие духовно-нравственных качеств личности, но и содействует повышению родительского авторитета в семье, способствует сближению взрослых и детей. Родители являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу и Отечеству. Через семью от одного поколения к другому передаются семейные традиции. С их помощью укрепляются семейные отношения, утверждаются нравственные нормы поведения. Традиции влияют и на формирование качеств личности. К ним можно отнести традиции гостеприимства, празднование дней рождения членов семьи, дни памяти родных и близких, путешествия по родному краю и другие [1, с.49].
Через народные белорусские традиции и обряды также усваиваются образцы поведения, общественно значимые качества: трудолюбие, честность, доброта, патриотизм. Примером являются сказки, былины, пословицы и поговорки. Такие праздники как Рождество, Пасха, Новый год, Купалье пронизаны обрядами и традициями, с которыми сталкиваются дети в каждой белорусской семье.
Семейные традиции являются важным элементом семейной жизни, связующим звеном между прошлым и настоящим. Однако следует помнить, что эти традиции возникают не сами по себе. Для их создания необходимы большой и нелегкий труд, высокая духовная культура родителей.
Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми.
В большинстве семей есть семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Это могут быть вещи, которые сохранились от родителей, фотографии, свадебные ручники, игрушки, ювелирные украшения.
Диагностика показывает, что у детей и родителей есть желание пополнить семейную традиционную копилку и создать своими руками новые творческие сувениры, которые могут стать семейными реликвиями. Педагогам можно предложить изготовление семейных сувениров членами семьи, учитывая то, что практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье, передаваясь из поколения в поколение, адаптируясь к условиям современной жизни. Такие занятия не проходят даром. Дети в изготовлении сувенира самостоятельны. Свобода творчества имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности [3, с.62]. В ходе выполнения заданий, учащиеся отвлекаются от игровых гаджетов, получают новые знания, развивают свой творческий потенциал, приобретают хобби. Такие занятия с детьми и их родителями, помогают повысить профессионализм или дают толчок заняться тем, чем взрослые не занимались до этого в обычной жизни – возможность отдохнуть от однообразной рутины и насладиться моментом творчества. Происходит объединение детей и родителей в едином увлечении, так появляются семейные сувениры, которые в дальнейшем могут стать семейными реликвиями.
В ходе мастер-класса происходит не только изготовление поделки, но и знакомство с историей Беларуси, видами белорусских ремесел, изучение истории, народных белорусских традиций и родного края: «Кукла – оберег из остатков пряжи. Брелок»; «Бутоньерка «Василек»; «Браслет из соломки»; «Целительная кукла из льняных нитей «На здоровье»; «Закладка для книги с элементом белорусского орнамента»; открытка в технике «Вытинанка»; «Брошь (магнит) из деревянной мозаики». Формирование национального самосознания учащихся происходит через ознакомление и выполнение приемов белорусской техники ремесленного производства, как части общемирового наследия художественной культуры, опираясь на интерес к легендам, сказкам и преданиям Беларуси. Современные сувениры наследуют и уместно преломляют в новых технологиях традиции различных народных ремесел, что обеспечивает их востребованность. Занятия оказались интересны и детям, и взрослым. На занятиях получение знаний участниками происходит в форме практических проб, овладения способами и характерными приемами, какие демонстрирует педагог. Совместное изготовление поделок родителей с детьми, духовно обогащает, поддерживает интерес и стремление к взаимодействию. Так воспитывается любовь и почтение к дому, семье, родным и близким, бережное отношение к окружающему миру, изменяются, формируются, обновляются семейные традиции.
Главное условие эффективности работы педагога с семьей – формирование особой атмосферы, в которой учащийся и родитель постоянно ощущают причастность к культуре своего народа, создание системы непрерывного обучения и воспитания, тесно связанной с особенностями региона, с народными традициями.
Только глубокое знание духовных и культурных традиций своего народа позволит воспитать человека, гражданина, который горячо любит свою Родину, место, где он живет и трудится.
Список использованных источников
1. Антипова, Е.В. Пути повышения педагогической культуры родителей/ Е.В.Антипова// Праблемы выхавання. – 2004. – №3. – С.47–53.
2. Антипова, Е.В. Теоретические основы организации взаимодействия школы и семьи/Е.В.Антипова// Вестник МДУ им. А.Кулешова. – 2009. – №2–3. – С.211–217.
3. Захарова, С.Н. Гражданином быть обязан/ С.Н. Захарова. – Минск: Пачатковая школа. –2003. – 96 с.
4. Идеология и молодежь Беларуси: пособие/Л.С.Аверин [и др.]. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2005. – 388с.
5. Русецкий, А.В. Кто-то должен их учить, как историю любить/ А.В.Русецкий. Л.А.Гащенко/ Беларуская думка. – 2003. – №4. – С.99–107.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 390
Проведен мастер-класс «Формирование исследовательской компетенции». Мастер-класс был посвящен следующим проблемам: исследовательская деятельность как ключевое средство интеллектуального развития; требования к процессу и результатам исследовательской деятельности; формы и методы организации исследовательской деятельности. Что такое исследовательская компетенция? Каковы условия реализации исследовательской деятельности? На эти и многие другие вопросы ответила методист Ковалева Н.Г. Педагоги-новаторы в ходе практической части составили алгоритм работы по подготовке учащихся к исследовательской деятельности. По мнению участников, данная тема является очень актуальной, ведь научная деятельность способствует формированию исследовательской компетенции учащихся.
- Подробности
- Категория: материалы ОМП
- Просмотров: 352
Взаимодействие учреждения дополнительного образования с семьями учащихся посредством организации работы по составлению родословной.
Организация досуга детей и подростков – это целостная система совместного взаимодействия детей и взрослых.
Важным условием воспитания и разностороннего развития учащихся является тесное сотрудничество учреждения образования и семьи. Взаимодействие с семьями учащихся объединений по интересам социализирующий фактор, совмещающий функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Следует использовать различные формы взаимодействия с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Необходим в работе педагога поиск новых форм работы с семьей, учитывая, что формирование гражданско-патриотической позиции – непрерывный процесс воспитания личности, начинать который необходимо еще в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда происходит формирование базовых социальных ценностей [1, с.248].
Для привлечения родителей можно использовать направления работы: историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Суть направления – изучение истории своей страны через историю своей семьи. Были проведены беседы, диалоговые встречи, круглые столы, где доводится информация, что любить Отечество может только тот, кто знает историю своего народа; знать историю страны, белорусского языка и литературы – вот что делает человека патриотом своего Отечества; получить сведения о защитниках Отечества своего рода из прошлого дети могут только в семье, так как они будут повторять героику предков и передавать все последующим поколениям. Учащиеся узнают, что защитники Отечества – это не отвлеченные люди, они значатся в родословных своего рода, а потомки должны гордиться ими и преумножать их славу, а ответственность за свою Отчизну передается из поколения в поколение. Информацию по участникам всех войн, где и когда бы они не происходили, а также по защитникам Отечества – всех видов и родов войск, стали собирать учащиеся по памяти своих родителей, дедов и прадедов, понимая, что эта информация, как память, не нужна уже самим ветеранам – они свой долг выполнили и ушли на покой. Родители стали понимать, что память конкретных защитников в конкретных семьях нужна детям. Так учащиеся и родители создают платформу для воспитания уважительного отношения к Родине. Педагогам остается только направлять и координировать эту работу. Родителям и учащимся можно предложить составить родословные. Для выполнения этой задачи составлено «Краткое пособие по составлению родословных». Основные положения:
На листе бумаги наносятся горизонтальные полосы по количеству поколений, на которые есть информация. Родоначальник пишется не снизу, где корни дерева, а сверху в полосе первого поколения. Имена его потомков расписываются по своим поколениям и соединяются сверху вниз линиями прямого родства. На листочке появится стройная и понятная роспись всех сородичей. Будет видна связь между поколениями и взаимная связь между родственниками внутри каждого поколения. Не надо писать, что это «дядя» или «тетя», фактически она и дочь, и мать, сестра, бабушка. На схеме сразу видно кому и кем она приходится. Не надо ничего писать – схема все расскажет. На данном этапе получится родословная по мужской линии. Такое изложение родословных общепринято. Полную информацию о сородичах по женской линии можно найти по последним поколениям. Если у кого в роду боковых ветвей будет мало, то можно в таком варианте расписывать не только одну ветвь, а по нескольким, по всем боковым ветвям своего рода.
Так собирается объемная информация о происхождении своего рода. У некоторых учащихся могут быть составлены родословные на десять поколений своего и соседних родов, которые в течение трех столетий стали родственниками. Появится возможность выявить у большого количества сородичей имена защитников Отечества, участников войн и погибших на полях сражений, начиная от войны с Японией 1905 года. Родителями создается схема, а дальше, организуется работа детей с дедушками и бабушками.
В течение работы с родословными составляется мини-словарь понятий:
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Родословная (или слово о роде) – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Родословная по мужской линии отражает лишь прямую мужскую линию, то есть содержит в себе идею преемственности, но не содержит генеалогических связей.
Родоначальник – предок, от которого берет начало род.
Результатом совместной деятельности педагогов, родителей и детей станут родословные включая период Великой Отечественной войны, в которых указано какую лепту вносил каждый в общее дело Победы.
Безусловно, такая работа требует высокого уровня подготовки педагога. Но нельзя забывать, насколько важным для социально-нравственного состояния общества является формирование национальной идеи, где приоритетное место принадлежит системе образования, так как именно в школьном возрасте формируется понимание того, что Родину нужно воспринимать в двух аспектах: во-первых, это место рождения и проживания, во-вторых, это твоя страна, твое Отечество [2, с.104].
Определенные формы, методы и средства взаимодействия с законными представителями учащихся объединений по интересам позволяют привлечь родителей к тесному сотрудничеству, независимо от внешних факторов.
Список использованных источников
1. Идеология и молодежь Беларуси: пособие/Л.С. Аверин [и др.]. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2005. – 388 с.
2. Русецкий, А.В. Кто-то должен их учить, как историю любить/ А.В. Русецкий. Л.А. Гащенко/ Беларуская думка. – 2003. – №4. – С.99–107.
3. Карабанов, Д.И. Всероссийская книга памяти /Д.И. Карабанов. – М.,1995. – 544 с.