Гражданско патриотическое воспитание учащихся на культурных традициях белорусского народа и семьи
Любое воспитание начинается с уважения к своей стране, к ее национальным традициям, истории и культуре. Нельзя вырастить настоящего патриота и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Республика Беларусь имеет богатое духовное наследие, которое формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Все наиболее важное, чем обладает человечество: культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве и юности, за школьной партой, в процессе ежедневного взаимодействия педагога, родителей и учащихся.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях», – эти слова, сказанные великим педагогом К.Д. Ушинским, актуальны и сегодня.
Важным условием формирования нравственно-здоровой личности является взаимодействие всех участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся, государства и родителей. Участие родителей в жизни учреждения образования влияет не только на развитие духовно-нравственных качеств личности, но и содействует повышению родительского авторитета в семье, способствует сближению взрослых и детей. Родители являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу и Отечеству. Через семью от одного поколения к другому передаются семейные традиции. С их помощью укрепляются семейные отношения, утверждаются нравственные нормы поведения. Традиции влияют и на формирование качеств личности. К ним можно отнести традиции гостеприимства, празднование дней рождения членов семьи, дни памяти родных и близких, путешествия по родному краю и другие [1, с.49].
Через народные белорусские традиции и обряды также усваиваются образцы поведения, общественно значимые качества: трудолюбие, честность, доброта, патриотизм. Примером являются сказки, былины, пословицы и поговорки. Такие праздники как Рождество, Пасха, Новый год, Купалье пронизаны обрядами и традициями, с которыми сталкиваются дети в каждой белорусской семье.
Семейные традиции являются важным элементом семейной жизни, связующим звеном между прошлым и настоящим. Однако следует помнить, что эти традиции возникают не сами по себе. Для их создания необходимы большой и нелегкий труд, высокая духовная культура родителей.
Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми.
В большинстве семей есть семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Это могут быть вещи, которые сохранились от родителей, фотографии, свадебные ручники, игрушки, ювелирные украшения.
Диагностика показывает, что у детей и родителей есть желание пополнить семейную традиционную копилку и создать своими руками новые творческие сувениры, которые могут стать семейными реликвиями. Педагогам можно предложить изготовление семейных сувениров членами семьи, учитывая то, что практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье, передаваясь из поколения в поколение, адаптируясь к условиям современной жизни. Такие занятия не проходят даром. Дети в изготовлении сувенира самостоятельны. Свобода творчества имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности [3, с.62]. В ходе выполнения заданий, учащиеся отвлекаются от игровых гаджетов, получают новые знания, развивают свой творческий потенциал, приобретают хобби. Такие занятия с детьми и их родителями, помогают повысить профессионализм или дают толчок заняться тем, чем взрослые не занимались до этого в обычной жизни – возможность отдохнуть от однообразной рутины и насладиться моментом творчества. Происходит объединение детей и родителей в едином увлечении, так появляются семейные сувениры, которые в дальнейшем могут стать семейными реликвиями.
В ходе мастер-класса происходит не только изготовление поделки, но и знакомство с историей Беларуси, видами белорусских ремесел, изучение истории, народных белорусских традиций и родного края: «Кукла – оберег из остатков пряжи. Брелок»; «Бутоньерка «Василек»; «Браслет из соломки»; «Целительная кукла из льняных нитей «На здоровье»; «Закладка для книги с элементом белорусского орнамента»; открытка в технике «Вытинанка»; «Брошь (магнит) из деревянной мозаики». Формирование национального самосознания учащихся происходит через ознакомление и выполнение приемов белорусской техники ремесленного производства, как части общемирового наследия художественной культуры, опираясь на интерес к легендам, сказкам и преданиям Беларуси. Современные сувениры наследуют и уместно преломляют в новых технологиях традиции различных народных ремесел, что обеспечивает их востребованность. Занятия оказались интересны и детям, и взрослым. На занятиях получение знаний участниками происходит в форме практических проб, овладения способами и характерными приемами, какие демонстрирует педагог. Совместное изготовление поделок родителей с детьми, духовно обогащает, поддерживает интерес и стремление к взаимодействию. Так воспитывается любовь и почтение к дому, семье, родным и близким, бережное отношение к окружающему миру, изменяются, формируются, обновляются семейные традиции.
Главное условие эффективности работы педагога с семьей – формирование особой атмосферы, в которой учащийся и родитель постоянно ощущают причастность к культуре своего народа, создание системы непрерывного обучения и воспитания, тесно связанной с особенностями региона, с народными традициями.
Только глубокое знание духовных и культурных традиций своего народа позволит воспитать человека, гражданина, который горячо любит свою Родину, место, где он живет и трудится.
Список использованных источников
1. Антипова, Е.В. Пути повышения педагогической культуры родителей/ Е.В.Антипова// Праблемы выхавання. – 2004. – №3. – С.47–53.
2. Антипова, Е.В. Теоретические основы организации взаимодействия школы и семьи/Е.В.Антипова// Вестник МДУ им. А.Кулешова. – 2009. – №2–3. – С.211–217.
3. Захарова, С.Н. Гражданином быть обязан/ С.Н. Захарова. – Минск: Пачатковая школа. –2003. – 96 с.
4. Идеология и молодежь Беларуси: пособие/Л.С.Аверин [и др.]. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2005. – 388с.
5. Русецкий, А.В. Кто-то должен их учить, как историю любить/ А.В.Русецкий. Л.А.Гащенко/ Беларуская думка. – 2003. – №4. – С.99–107.