Тема проекта: «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель»
Разработчик проекта:
Ковалева Наталья Геннадьевна, методист
Консультанты проекта:
Здорикова Людмила Евгеньевна, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь VII созыва
Афанасьева Наталья Григорьевна, заместитель директора по учебной работе ГУО "Средняя школа №43 г.Могилева"
Тюко Виктория Викторовна, исследователь в области педагогических наук
Сроки реализации инновационного проекта: 2022–2025 гг.
Цель инновационного проекта:
создание условий для формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся в современной социокультурной ситуации на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства
Задачи:
обеспечить комплекс условий (организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических, аналитико-информационных, кадровых, материально-технических), необходимых для реализации инновационного проекта;
изучить общедидактические вопросы, связанные с организацией сетевого взаимодействия, разработать схему региональной партнерской сети гражданского и патриотического воспитания, определить механизмы ее функционирования, внедрить в практику работы учреждения;
изучить литературу и нормативные правовые документы по организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
определить структуру и содержание понятия «гражданско-патриотическая позиция», подобрать необходимые дидактические и диагностические материалы;
разработать, согласовать с партнерами условия и возможности сетевого взаимодействия в рамках района и области, определить совместные мероприятия, проекты, а также сферу ответственности участников инновационного проекта;
обеспечить внедрение в образовательный процесс учреждения региональной модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства;
разработать и реализовать систему повышения квалификации педагогов по теме инновационного проекта;
осуществить выявление, изучение и обобщение инновационного опыта педагогов по теме проекта;
обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта;
обеспечить популяризацию эффективных моделей реализации гражданского и патриотического воспитания в СМИ;
обеспечить расширение региональной Партнерской сети за счет привлечения новых социальных партнеров.
Актуальность темы инновации, инновационная модель
Проблема гражданского и патриотического воспитания не является новой ни в науке, ни в педагогической практике. Но вместе с тем она не теряет своей актуальности. Личность в современном обществе должна обладать высоким уровнем ответственности, самостоятельности, мобильности, конкурентоспособности, конструктивности, инициативности, способной осознанно и активно исполнять свой гражданский долг. В Республике Беларусь гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из стратегических направлений государственной идеологии и особым направлением воспитательной работы в учреждениях образования. Несмотря на то, что основная роль в формировании гражданственности и патриотизма отводится учреждениям образования, процесс гражданского и патриотического воспитания идет и вне стен образовательных структур. В первую очередь, воспитание идет в семье, где закладываются базовые ценности, формируется отношение к окружающему миру. Воспитывает телевидение, Интернет, воспитывают окружающие объекты и события. И не всегда такое воспитание соответствует положениям и принципам государственной идеологии. Поэтому основная идея инновационного проекта состоит в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся в условиях тесного сотрудничества всех заинтересованных лиц и структур на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнерства. Новизна инновационного проекта заключается в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных и др.) в сетевое пространство с целью выработки и реализации единых подходов в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся на основе основных положений и принципов государственной идеологии.
Сетевая модель формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся