Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ" г.Могилёва
 
 
 

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132
  • s1
  • s2
  • s3
  • s4
  • s5
  • s6
  • s7
  • s8

Организационно-методические основы патриотического воспитания в деятельности педагога

 

50125_1.jpg 

Патриотизм, как одно из главных качеств гражданина, не рождается и не развивается сам по себе. Патриотические качества формируются в человеке в процессе воспитания и целенаправленной работы. Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в вопросах патриотической направленности. Только, пропуская информацию сквозь свое восприятие и мышление, они усваивают ориентиры патриотизма, они усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению ее непоколебимости и могущества. С помощью родителей и педагогов, постепенно они понимают, что им еще следует многому научиться, чтобы быть полезными своей стране, где им предстоит учиться и работать.

С чего начать воспитание патриотизма? Воспитание любви к Отечеству и формирование интереса к национальной культуре является важным и сложным. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине нужно четко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для ее появления. Такой основой является декоративно-прикладное творчество – особый мир художественного творчества, сопровождающее жизнь белорусского народа на протяжении всей его истории, это безграничная область изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение, лучшие традиции, которого оттачивались веками и передавались из поколения в поколение, как эталоны представления о красоте и образцы вкуса, а также часть культуры и жизни народа, неиссякаемый источник красоты и творческой фантазии [1, с.52]. Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством у детей воспитывается любовь к Родине, трепетное отношение к ней, развивается чувство патриотизма, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. На занятиях объединений по интересам художественной направленности в процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного творчества формируется эстетический вкус, развиваются трудовые умения и навыки.

Процесс формирования патриотических компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного творчества можно представить так: освоение культурного наследия – раскрытие своего творческого потенциала – самореализация в творчестве. Постепенно через практическую деятельность результатом занятия становится освоение учащимися начальных знаний в определенной технике и формирование мотивации к дальнейшему изучению декоративно-прикладного творчества белорусов.

В данном контексте изменяется содержание деятельности педагога, где результат зависит от соблюдения следующих условий:

организация образовательного процесса осуществляется педагогом с ориентированностью на изучение историко-культурного наследия Беларуси;

содержание образовательных программ наполняется региональным историко-культурным компонентом;

сохраняется тесная связь теории с практикой, исторических фактов с современностью (преемственность содержания и так далее);

используются разнообразные формы и типы занятий, педагогического инструментария;

создается такая обстановка и атмосфера, которая способствует эмоциональному настрою на творческую работу, атмосфера сотворчества, содружества, соавторства, которая ведет к проявлению организаторских, коммуникативных способностей учащихся в решении творческих задач;

применяются инновационные технологии;

привлекаются родители к деятельности объединения по интересам, поддерживается и сохраняется их заинтересованность к организации досуга своих детей. Поддерживается инициатива.

Правильное определение цели помогает выбрать оптимальные методы и формы проведения занятий, мероприятий. Формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, поэтому они разнообразны, носят творческий характер: конкурсы изделий, сувениров, панно; проектно-исследовательская работа; участие в акциях и марафонах; тематические беседы; информационные минутки; фестивали, ярмарки и праздники творчества, игровые программы с мастер-классами и так далее. Они направлены на развитие активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления их личности.

Типы форм по количеству участников: индивидуальные – беседы, занятия; групповые – несколько участников (занятия в кружке, студии); массовые – массовые праздники, программы, фестивали, ярмарки и тому подобные мероприятия.

Результативны следующие виды занятий и формы работы в ходе реализации которых прививаются навыки творческого мышления, происходит самостоятельный поиск информации, развиваются и углубляются знания учащихся, расширяется кругозор, закрепляются познавательные интересы и способности.

Виды занятий:

занятие-погружение (погружение учащихся в реальную или виртуальную интерактивную среду, в которой они могут отработать изученные навыки в искусственно смоделированных сценариях. Основы: подача материала крупным блоком, активные формы обучения (игра, групповая работа), художественные средства (песни, народные игры);

занятие в формате коллективного проекта: блиц-проект с использованием ИКТ, мини-исследованием, публичной презентацией результата; среднесрочный проект: четкое распределение ролей в коллективной работе, презентация единого продукта; творческий проект;

занятие-событие: образовательное событие состоит из четырех частей. Начинается с увлекательной завязки, далее содержательная информативная часть, когда учащиеся узнают что-то новое, затем погружение в творческую деятельность на тему события и как итог яркие впечатления, которые помогают запомнить новую информацию, например, занятие в музее и занятие в парке;

мастер-класс: занятие, основанное на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Учащиеся знакомятся с новым материалом, педагог показывает поэтапное выполнение работы, затем выполняется творческая работа каждым участником индивидуально, под руководством педагога, результат сувенир, макет, композиция, выставка;

занятие-импровизация – творческая лаборатория для учащихся, где они имеют возможность полностью реализовать свои желания; занятие самостоятельности, свободы мысли, где задача педагога – раскрыть и развить творческую личность способом импровизационного задания, помочь учащимся логически думать и свободно фантазировать (выразить себя, используя полученные знания и навыки). Особенности: цель: расширить представления о мире; задачи носят не предметный, а воспитательный, мировоззренческий характер; наличие необычного вопроса, оригинальной постановки интересной проблемы; открытие нового. Темой может быть афоризм или чье-то яркое, интересное высказывание, особенно если оно содержит в себе проблему;

занятие-игра заочное путешествие, творческий практикум или игра в форме соревнований, путешествий и т.д., или игра, как часть этапа занятия (творческие игры, игры-соревнования, интеллектуальные игры, игры-версиады, игры-инсценировки, с использованием белорусских народных игр (с элементами фольклора), квизы, квесты, викторины). Результатом являются новые знания, закрепление и углубление знаний, развитие мыслительной деятельности и интереса.

Наиболее перспективным в плане результативности выполнения цели патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих в содержании как общее, так и специфическое, содержащих различные виды искусства: театр, музыку, устное народное творчество, литературу. Занятия декоративно-прикладным творчеством, имеющим интегрированный подход, имеют высокую продуктивность.

Целенаправленному формированию духовных, этических, эстетических качеств личности у учащихся способствует использование методов патриотического воспитания. В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию посредством декоративно-прикладного творчества:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка).

Методы формирования сознания: беседа, рассказ, объяснение, диспут. Основной инструмент данных методов, источник убеждения – слово, сообщение, информация, обсуждение информации и суждения учащихся. Когда учащиеся занимаются декоративно-прикладным творчеством, они могут говорить о своей работе, что развивает их коммуникативные навыки. Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут – это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность учащихся.

Эффективность воспитания патриота своей Родины, формирования в сознании учащихся уважения к культурно-историческому наследию своего народа наблюдается при использовании системных и долгосрочных организационных форм работы. Например, долгосрочные или среднесрочные проекты. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Структура: анализ актуальности проекта; целеполагание, формулировка задач; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование; проведение проектных работ; оформление и презентация результатов в соответствии с замыслом проекта. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально значимых качеств.

Патриотическое воспитание в объединении по интересам – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность. Все направления взаимосвязаны между собой и являются логическим продолжением и дополнением друг друга. Работа строится по принципу «от простого к сложному»: от учебных упражнений – к проектам, от отдельных воспитывающих ситуаций на занятиях – к массовым мероприятиям.

uegj.jpg

sm.jpg pb 

roo new

_благоустройства.jpg

80let.jpg

_молодежь.бел.jpg

kachusl.jpg

sniaga

карта обрсети

баннер картинка

Banner CUR

molodezhprotiv

corruption.jpg

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

изображение viber 2023-02-06 15-17-30-205

football all

Scan20230418194242socsorobl22

telegram