Средства формирования представлений учащихся о национальных ценностях и традициях белорусского народа
Приобщение учащихся к белорусской культуре и истории через изучение национального быта, промыслов, праздников, традиций является одним из основных условий патриотического воспитания. Широкие возможности для творчества представляют выставки, ярмарки, конкурсы, акции, которые в рамках своей цели отражают разнообразие культуры и традиций различных мест родного края. Они направлены на развитие активности, инициативности, творчества учащихся, влияют на становление личности учащихся, формирование патриотических компетенций. Базой патриотизма становятся средства формирования представлений учащихся о национальных ценностях и традициях белорусского народа. Простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Кодексом неписаных норм и обязанностей в художественно-эмоциональной форме являются народные праздники, обряды, содержащие элементы педагогики, отображающие нравственные устои белорусского народа.
Формированию патриотических представлений учащихся способствует включение следующей информации в образовательный процесс (примерные информационные блоки):
Отечественная история, краеведение: памятники истории и культуры. Известные земляки: писатели, поэты, художники, мастера декоративно-прикладного творчества.
Природа Беларуси, особенности природы родного края.
Сведения социального характера: национальные символы, традиционная символика, отсылающая к культуре и ценностям белорусов.
Сведения о жизни белорусского народа: этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры белорусов), декоративно-прикладные ремесла.
Представления о праздниках. Календарно-обрядовые праздники белорусов. Родовые корни. Обычаи, традиции, обряды, связь поколений. Белорусские народные игры. Устное народное творчество.
Заочное путешествие по промыслам городов Беларуси.
Семья, родословная, традиции и реликвии.