Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ" г.Могилёва
 
 
 

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132
  • s1
  • s2
  • s3
  • s4
  • s5
  • s6
  • s7
  • s8

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ

С чего начинается Родина? С чего начинается патриот своей большой и малой Родины? С чего начинается воспитание патриота? Ответы на эти вопросы можно найти, изучив представленный материал из опыта по патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

 

Научный концепт

BK6101251.jpg

 Воспитание гражданина и патриота своей Родины во все времена является определяющим фактором эффективного развития общества и государства, залогом его процветания и благополучия. В Кодексе Республики Беларусь об образовании гражданское и патриотическое воспитание обозначено как одна из основных составляющих воспитания, которая направлена на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической, информационной культуры учащихся [4].

Очень важно прививать ребенку с самого детства чувство принадлежности к земле, на которой он родился, которая дала ему все то, что добыто в прошлом его предками, уважение к которым он должен приобрести через любовь и заботу к своим родителям, к своей семье и роду, к своей малой Родине – селу, городу, краю, к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – воспитание патриотизма является стратегическим ресурсом развития современного общества.

Цель патриотического воспитания – воспитание личности, которая способна интегрировать в своем сознании и поведении гражданские и патриотические ценности, формировать в соответствии с ними свои смысложизненные установки, самовыражаться и самоутверждаться.

В исследованиях последних лет гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи: В.В. Буткевич, Т.А. Гутарчык, В.А. Зенченко, Д.П. Зубко, Е.П. Маркович, О.Л. Сташкевич и др. Органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, что предполагает развитие у воспитанников любви к своему народу, государству раскрывает В.В. Буткевич. В качестве важнейших задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма, отмечая, что по своей сущности патриотическое воспитание более тесно связано с понятием Родина, Отечество, страна выделяют Д.П. Зубко и Е.П. Маркович. Понятия «гражданственность» и «патриотизм» тесно связаны, но не тождественны. Гражданственность – это больше идейное, идеологическое направление, а патриотизм – качество нравственное, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства. Патриот – человек, который отождествляет себя и свое будущее с народом, его историей и культурой, чувствует себя ответственным за его благополучие, готов вносить вклад в процветание своей страны и к защите ее интересов. В содержании патриотического воспитания учащихся интегрируются этические, правовые, политические и другие знания, любовь к Родине, ее истории и культуре, а также опыт ответственного поведения, позволяющего выполнять гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с освоенными ими гражданскими и патриотическими ценностями. Процессы гражданского и патриотического воспитания тесно взаимосвязаны. В Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь одним из важных условий воспитания гражданственности и патриотизма личности называется: «осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа».

Многие ученые писали о роли народного искусства в патриотическом воспитании. Так, например, А.П. Юсупова указывает на важность народного творчества в воспитании любви к Родине, которое, позволит ребенку в более доступной форме изучать язык своего народа, его нравы и обычаи. A.C. Макаренко считал первостепенной задачей воспитания у подрастающего поколения жить интересами народа. К.Д. Ушинский утверждал, что воспитание должно быть народным, а система образования, построенная с учетом самобытности народа (традиций, обычаев, истории), формирует в детях национальную гордость и патриотизм [5, с.123]. Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, которое сопровождало жизнь белорусского народа на протяжении всей его истории, это безграничная область изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение, лучшие традиции которого оттачивались веками и передавались из поколения в поколение как эталоны представления о красоте и образцы вкуса, а также часть культуры и жизни народа [11, с.63]. Декоративно-прикладное искусство является важной составляющей историко-культурного наследия Беларуси.

Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. Оно представляет собой совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который ежегодно расширяется. В него включены наиболее значимые объекты наследия (памятники археологии, архитектуры и градостроительства, истории, искусства, нематериальные проявления творчества человека (обычаи, традиции, обряды)).

Традиционное народное искусство – это не только ценнейшее культурно-историческое наследие страны, оно оказывает благотворное влияние на всю современную национальную культуру, придавая ей неповторимость, самобытность и своеобразие. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: делать соломенные сувениры, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись, осваивать вытинанку и маляванку, создавать кукол из талаша и льна. Обращение к произведениям народного искусства, восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы, отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), а также и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда интересно и увлекательно.

Помогает окунуться в мир народного творчества педагог дополнительного образования детей и молодежи, который является образцом и примером для учащихся, который использует в педагогике культурологический подход, знакомит учащихся с культурными особенностями, уникальностью, самобытностью белорусов-ремесленников, помогает определить личность и сформировать систему культурных ценностей, используя в качестве базиса и приоритета национальную культуру [1, с. 147].

 

Информационно-образовательные ресурсы для педагога:

национальный государственный Интернет-портал http://www.edu.by/

портал Министерства образования Республики Беларусь http://www.minedu.unibel.by

портал Национального института образования http://www.adu.by

национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь www.pravo.by

сайт Национального института образования www.adu.by

Белорусский школьный портал www.school-city.by

информационно-методический портал www.nastaunik.info

 

uegj.jpg

sm.jpg pb 

roo new

_благоустройства.jpg

80let.jpg

_молодежь.бел.jpg

kachusl.jpg

sniaga

карта обрсети

баннер картинка

Banner CUR

molodezhprotiv

corruption.jpg

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

изображение viber 2023-02-06 15-17-30-205

football all

Scan20230418194242socsorobl22

telegram