Формирование исследовательской компетентности учащихся
Василий Александрович Сухомлинский: «Проблема творчества – один из участков педагогической целины».
Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Работа исследовательского характера – это работа, связанная с поиском, проведением экспериментов в целях расширения имеющихся знаний и получения новых, проверки гипотез, установления закономерностей, обобщений. Первая трудность, с которой сталкивается учитель, – выбор темы исследования. Только на первый взгляд это кажется сложным. Если прислушаться к детям, то можно узнать, что их интересует, на какую тему хочется говорить. На начальном этапе, в зависимости от круга исследовательского интереса, учащихся можно распределить по группам или секциям. Предложите ребятам занимательные задания и увидите, кто умеет выделять главное, анализировать и делать собственные выводы. Педагогу не следует навязывать свой взгляд, ведь исследователь – это ребенок, а не взрослый. Педагог только ассистент, помощник при написании и оформлении работы, от которого зависит насколько грамотно и правильно будет она представлена. Педагог помогает ребенку определиться с целью работы, сформулировать гипотезу, определить задачи исследования. Не возникнет сложности с этим, если знать определённые аспекты. Спросите, чего ребенок хочет достичь своим исследованием. Это и есть цель работы, т.е. её конечный результат. Она должна быть проста и понятна и начинаться такими словами как «выявить», «изучить», «определить» и т.п. Если, например, мы изучаем соответствует ли поведение пчел народным приметам, то и цель будет следующая: выявить взаимосвязь между поведением пчёл и народными приметами. Гипотеза – это та система мер, в результате которых предполагается достижение цели исследования. Другими словами, это предвидение событий. Узнайте у юного исследователя, как он предполагает получить результат, и гипотеза сформулирована. Делая предположения, обычно используются слова: «если, то»; «предположим», «допустим» и т.п. Предположим, что существует взаимосвязь между поведением пчёл и народными приметами. А теперь о задачах исследования. Это тот этап работы, который решается в ходе исследования, т. е. ответы на вопрос как доказать или опровергнуть гипотезу? Не следует задачи прописывать общими, никому не интересными словами. Они должны быть сформулированы четко, кратко и понятно. Обычно задачи начинаются словами: «изучить», «провести», «узнать», «проанализировать», «исследовать», «определить», «рассмотреть» и т.п., например, изучить литературу по данной теме; наблюдать за пчелами и попробовать расшифровать их язык; исследовать поведение пчел как естественных предсказателей погоды; вести дневник наблюдений; обобщить полученные результаты и сделать выводы. В основной части должна быть раскрыта тема исследования, описаны опыты, выявлены определённые закономерности в изучаемых явлениях, подведены итоги. Именно в выводах следует быть особенно убедительными. Не следует использовать общие фразы, только факты. Вступление, наоборот, начинается с общего, а переходит конкретно к теме исследования, показывает её актуальность и противоречие. В заключение я хотела бы немного остановиться на критериях оценки работ исследовательского характера. Высший балл имеют те работы, которые посвящены решению одной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно, для раскрытия которой требуется делать выводы самому, сопоставляя различные точки зрения, умело используя чужое мнение при аргументации своего взгляда. Ведь работы такого уровня – это не пересказ заученного текста, а умение ребенком вести дискуссию, отстаивать свою позицию.
Провести исследование – это задача не одного дня. Не ждите последней минуты, чтобы заняться исследованием. Преодолевайте трудности легко. Верьте в свои силы и возможности ребёнка, и все получится.
Алгоритм и этапы работы над исследованием:
Этапы научного исследования.
Выбор темы исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Определение цели и задач.
Формулировка названия работы.
Разработка гипотезы.
Составление плана исследования.
Работа с литературой.
Выбор методов исследования.
Алгоритм работы над исследованием участника (памятка 1)
1 этап. Выбор объекта (темы) исследования. Ваши действия: определите свои интересы, обозначьте область и объект интереса, который и станет темой исследования. Если сами не можете определиться с темой, то попросите помощи у учителя или выберите интересующую вас тему из предложенного списка.
2 этап. Процесс исследования объекта. Ваши действия: после определения темы, начните собирать информацию, связанную с объектом исследования. Пользуйтесь всеми имеющимися у вас источниками информации: справочниками, энциклопедиями; сведениями, полученными через Интернет; художественной литературой, монографиями, средствами массовой информации. Найдите и запишите новые, неизвестные ранее вам знания об интересующем вас объекте, сделайте анализ, обобщение и систематизацию найденных сведений. Проведите необходимые вам опыты, эксперименты, опросы, анкеты, подтверждающие или раскрывающие новые знания об объекте или свойства изучаемого объекта.
3 этап. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового, графического и/или компьютерного продукта в соответствии с требованиями к данному виду работы. Сделайте выводы по результатам исследования. Определите практическую значимость вашего исследования и где могут быть применимы результаты вашего исследования.
4 этап. Защита исследования. Продумайте, в какой форме вы будете осуществлять защиту. Выберите наиболее интересные и значимые фрагменты вашего исследования. Постарайтесь продумать ответы на предполагаемые вопросы оппонентов. Не забывайте, что главное в защите убедительность, наглядность, точность и краткость.
Основные компоненты исследования (памятка 2)
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать, вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.
Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...
Тема - отражает характерные черты проблемы, формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Основные требования к теме исследовательской работы - новизна и актуальность.
Актуальность. Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.
Объект – это что исследуется, это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет же исследования более конкретен. Как, в каком аспекте исследуется объект. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Гипотеза – предположение, требующее доказательств. В некоторых исследованиях необходимо выделить гипотезу, которая конкретизирует предмет исследования. Гипотеза должна быть обоснованной и подкрепленной литературными данными и логическими соображениями. В ходе исследования она может быть либо подтверждена, либо опровергнута.
Цель - запланированный результат ваших исследований. Формулируется кратко и предельно четко, отражая планируемый результат исследования. Любая цель начинается с глаголов «выяснение», «выявление», «обоснование», «проведение» и т.д. Не следует начинать ее словами «исследование», «изучение», так как они указывают на процесс достижения, а не на предполагаемый результат работы.
Задачи - это развитие цели, ее конкретизация, иначе – промежуточные результаты, которые определяют пошаговые действия: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулирование задач начинается с глаголов: выявить, изучить, описать, подвести, обозначить и т.д.
Методы исследования. Как решать задачи, проводить исследование. Методы могут быть следующие: сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...), изучение имеющейся литературы, опыта. Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований: анкетирование, интервью, опрос.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности (памятка 3)
Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика, умение подготовить презентацию своей работы).
Общеучебные умения и навыки: проводить наблюдения, описывать явления и процессы, анализировать, сравнивать, осуществлять мысленный эксперимент, формулировать проблему, осуществлять рефлексию.
Работа над текстом выступления на научной конференции (памятка 4)
Любой ученый должен уметь заявить о себе: грамотно представить результаты исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность сделанных выводов.
Подготовка устного выступления. Ориентируясь на семь вопросов, можно составить текст выступления, отвечающий канонам ораторского искусства. Какие же это вопросы? О чем говорить? Т
Тема выступления - вектор развития мыслей. Чтобы не утонуть в словесном потоке, надо сформулировать основной тезис, т. е. о чем нужно сказать в первую очередь.
Определение основного тезиса начинается с анализа темы, выделения опорного понятия. Для этого ученик должен вычленить главную мысль, лаконично ее сформулировать. Сразу облечь мысль в удачную словесную форму могут немногие. Поэтому мы советуем контролировать себя вопросами: О чем обязательно необходимо сказать? Чего слушатели ждут от меня? Отвечая на эти вопросы, сжимаем тезис, пока он не достигнет необходимого лаконизма и четкости. Зачем говорить? Выходя к аудитории, необходимо осознавать цель своего выступления.
Цель – это ориентир, «голова» речи. Формулируя цель, подбирайте глагол, точно выражающий ожидаемое воздействие на аудиторию: рассмотреть, доказать, определить, обнаружить и др. Сколько говорить? Время публичной речи всегда ограничено 5-7 минутами, поэтому нужно отобрать самое существенное. Принцип простой: лучше меньше, да лучше. Больше внимания следует уделить экспериментальной части и выводам. Если оратор не располагает новой информацией, необходимо создать эффект новизны.
Возможны такие приемы: оживление факта ярким описанием (история вопроса, развитие данной темы); новая интерпретация общепринятых взглядов (новейшие технологии, оригинальные концепции); контрастное сопоставление статических данных (динамика исследуемого феномена в течение нескольких десятилетий); оригинальная трактовка знакомых мыслей; смелые суждения и свежие факты. Кому говорить? Необходимо выбрать стиль и тактику убеждения слушателей. Если выступление проходит перед учащимися, речь не должна быть перегружена терминами. Где говорить? Условия произнесения речи могут значительно повлиять на план выступления, тактику поведения оратора. Как говорить? Оратор выбирает подходящий способ убеждения, варианты аргументами. Во время выступления перед юными исследователями нужно говорить не очень быстро. Что говорить? Для достижения цели выступления нужны надежные аргументы, тому, что сила ораторского искусства – в аргументах и способе их воздействия на аудиторию. Для понимания того, о чем говорит оратор, необходимо основное понятие, несущее главную мысль, повторить (разъяснить) не менее семи раз на протяжении речи, а тезис – не менее четырех раз.
Правила научного спора (памятка 5)
Вопросы и замечания – непременные атрибуты споров, дискуссий, брифингов. Именно в вопросах и замечаниях выражаются сомнения, выясняются позиции, выдвигаются аргументы. Чем больше вопросов возникает на «репетициях» выступления, тем качественнее и обоснованное будет итоговый доклад.
Вопросы - стимуляторы дискуссии.
Они позволяют: активизировать обмен мнениями, уйти от монолога; направить диалог в русло цели оратора; перехватить и удержать инициативу (ответами на вопросы стремиться к развитию дискуссии, наиболее выгодно представляющей исследование); показать вклад исследователя в решение данной проблемы (в каждом ответе опираться на экспериментальные доказательства).
Надо терпеливо относиться к вопросам и замечаниям. Иногда нам кажется, что к нам придираются, порой хочется ответить грубо. Так вести себя недопустимо. Замечания означают прежде всего то, что собеседник нас активно слушал, следил за аргументацией и все обдумывал, сопоставлял наше мнение со своим. Объективные замечания не нужно воспринимать как препятствия, козни и ловушки. Они служат диалектическому мышлению, поиску истины.
Внешкольная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. Это занятия, предполагающие дополнительное изучение темы, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся. Участие в фестивалях, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учащимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.