Взаимодействие учреждения дополнительного образования с семьями учащихся посредством организации работы по составлению родословной.
Организация досуга детей и подростков – это целостная система совместного взаимодействия детей и взрослых.
Важным условием воспитания и разностороннего развития учащихся является тесное сотрудничество учреждения образования и семьи. Взаимодействие с семьями учащихся объединений по интересам социализирующий фактор, совмещающий функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Следует использовать различные формы взаимодействия с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Необходим в работе педагога поиск новых форм работы с семьей, учитывая, что формирование гражданско-патриотической позиции – непрерывный процесс воспитания личности, начинать который необходимо еще в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда происходит формирование базовых социальных ценностей [1, с.248].
Для привлечения родителей можно использовать направления работы: историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Суть направления – изучение истории своей страны через историю своей семьи. Были проведены беседы, диалоговые встречи, круглые столы, где доводится информация, что любить Отечество может только тот, кто знает историю своего народа; знать историю страны, белорусского языка и литературы – вот что делает человека патриотом своего Отечества; получить сведения о защитниках Отечества своего рода из прошлого дети могут только в семье, так как они будут повторять героику предков и передавать все последующим поколениям. Учащиеся узнают, что защитники Отечества – это не отвлеченные люди, они значатся в родословных своего рода, а потомки должны гордиться ими и преумножать их славу, а ответственность за свою Отчизну передается из поколения в поколение. Информацию по участникам всех войн, где и когда бы они не происходили, а также по защитникам Отечества – всех видов и родов войск, стали собирать учащиеся по памяти своих родителей, дедов и прадедов, понимая, что эта информация, как память, не нужна уже самим ветеранам – они свой долг выполнили и ушли на покой. Родители стали понимать, что память конкретных защитников в конкретных семьях нужна детям. Так учащиеся и родители создают платформу для воспитания уважительного отношения к Родине. Педагогам остается только направлять и координировать эту работу. Родителям и учащимся можно предложить составить родословные. Для выполнения этой задачи составлено «Краткое пособие по составлению родословных». Основные положения:
На листе бумаги наносятся горизонтальные полосы по количеству поколений, на которые есть информация. Родоначальник пишется не снизу, где корни дерева, а сверху в полосе первого поколения. Имена его потомков расписываются по своим поколениям и соединяются сверху вниз линиями прямого родства. На листочке появится стройная и понятная роспись всех сородичей. Будет видна связь между поколениями и взаимная связь между родственниками внутри каждого поколения. Не надо писать, что это «дядя» или «тетя», фактически она и дочь, и мать, сестра, бабушка. На схеме сразу видно кому и кем она приходится. Не надо ничего писать – схема все расскажет. На данном этапе получится родословная по мужской линии. Такое изложение родословных общепринято. Полную информацию о сородичах по женской линии можно найти по последним поколениям. Если у кого в роду боковых ветвей будет мало, то можно в таком варианте расписывать не только одну ветвь, а по нескольким, по всем боковым ветвям своего рода.
Так собирается объемная информация о происхождении своего рода. У некоторых учащихся могут быть составлены родословные на десять поколений своего и соседних родов, которые в течение трех столетий стали родственниками. Появится возможность выявить у большого количества сородичей имена защитников Отечества, участников войн и погибших на полях сражений, начиная от войны с Японией 1905 года. Родителями создается схема, а дальше, организуется работа детей с дедушками и бабушками.
В течение работы с родословными составляется мини-словарь понятий:
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Родословная (или слово о роде) – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Родословная по мужской линии отражает лишь прямую мужскую линию, то есть содержит в себе идею преемственности, но не содержит генеалогических связей.
Родоначальник – предок, от которого берет начало род.
Результатом совместной деятельности педагогов, родителей и детей станут родословные включая период Великой Отечественной войны, в которых указано какую лепту вносил каждый в общее дело Победы.
Безусловно, такая работа требует высокого уровня подготовки педагога. Но нельзя забывать, насколько важным для социально-нравственного состояния общества является формирование национальной идеи, где приоритетное место принадлежит системе образования, так как именно в школьном возрасте формируется понимание того, что Родину нужно воспринимать в двух аспектах: во-первых, это место рождения и проживания, во-вторых, это твоя страна, твое Отечество [2, с.104].
Определенные формы, методы и средства взаимодействия с законными представителями учащихся объединений по интересам позволяют привлечь родителей к тесному сотрудничеству, независимо от внешних факторов.
Список использованных источников
1. Идеология и молодежь Беларуси: пособие/Л.С. Аверин [и др.]. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2005. – 388 с.
2. Русецкий, А.В. Кто-то должен их учить, как историю любить/ А.В. Русецкий. Л.А. Гащенко/ Беларуская думка. – 2003. – №4. – С.99–107.
3. Карабанов, Д.И. Всероссийская книга памяти /Д.И. Карабанов. – М.,1995. – 544 с.