Познаем Беларусь. Из опыта работы
Воспитать человека высокой культуры, патриота, приобщить к ценностям национальной культуры, формировать нравственно-личностные качества, создать условия для самореализации личности, профессионального самоопределения позволяют занятия и мероприятия в объединениях по интересам художественного профиля, так как искусство обладает множеством выразительных средств, которые являются важным фактором воспитания и всестороннего развития личности.
План-конспект занятия
«Знакомство с народным белорусским костюмом»
Занятие способствует формированию гражданско-патриотических чувств, интереса к изучению белорусской культуры через ознакомление с национальным костюмом как одним из этнических атрибутов белорусского народа. План-конспект занятия предлагается педагогам дополнительного образования, учителям, а также родителям, которые активно развивают у детей творческие умения и навыки, формируют интерес и любовь к Родине.
Авторы: Димитриади Н.А., педагог дополнительного образования; Ковалева Н.Г., методист.
Тема занятия: «Знакомство с народным белорусским костюмом»
Цель занятия: изготовление куклы в народном белорусском костюме.
Задачи:
познакомить учащихся с историей белорусского национального костюма, белорусским орнаментом;
научить основам построения композиции, соблюдению пропорций фигур; выполнить графическое (аппликативное) изображение фигуры в белорусском костюме;
формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражению этих представлений в оформлении национального костюма;
воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Тип занятия: изучение нового материала.
Продолжительность занятия: 2 часа (45+45).
Возраст учащихся: 7 – 9 лет.
Оборудование: зрительный ряд: иллюстрации костюмов регионов Беларуси, образцы кукол в народных костюмах, выставка детских работ.
Материалы и инструменты: заготовки шаблонов – элементы белорусского костюма; заготовки силуэтов кукол из пластиковых бутылок; природные материалы и тесьма для украшения, ножницы; клей ПВА, гуашь, кисти, емкость для воды, фломастеры;
Музыкальный ряд: вариации белорусских песен «Спадчына» (Я. Купала, И. Лученок), «Мой родны кут» (Я. Колас, И. Лученок)). ТСО – мультиборд.
План занятия
I. Организационная часть (10 минут)
II. Основная часть (60 минут)
Подготовка учащихся к активно-познавательной деятельности.
1 Актуализация знаний (10 минут)
Знакомство с выставкой кукол. Рассказ педагога об истории Белорусского костюма.
2 Объяснение нового материала (10 минут).
Повторение правил безопасного поведения при работе с ножницами.
Объяснение последовательности выполнения практической работы.
Перерыв (10 минут)
3 Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога (индивидуальная работа с отдельными учащимися) (39 минут).
Физкультминутка.
Раскраска заготовки (ПЭТ бутылка в технике папье-маше).
III. Подведение итогов (10 минут).
IV. Уборка рабочих мест (10 минут).
Ход занятия:
1 Организационный этап (приветствие, подготовка рабочего места к работе). Приветствие, проверка готовности к занятию.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите на иллюстрации и на выставку кукол, попробуйте угадать, какая тема нашей работы сегодня?
Ответы учащихся: куклы в национальных костюмах.
Сообщение темы и цели.
2 Подготовка учащихся к активно-познавательной деятельности.
Педагог: сейчас мы послушаем песню и ответим на вопрос: О чем песня? Звучит песня «Спадчына».
Ответы учащихся: песня о Беларуси, о Родине.
Педагог: Ребята, наше занятие посвящено национальному белорусскому костюму. Это не тот костюм, который мы видим в магазинах и на людях сегодня. А национальный народный костюм наших далеких предков. Почему мы должны знать и помнить белорусские традиции? В наше время вы где встречали людей в таких костюмах? (ответы детей). Посмотрите на иллюстрации (Демонстрируются иллюстрации).
Костюмы сделаны своими руками. Из древне белорусы выращивали лен, обрабатывали его и из полученного полотна шили себе одежду. Комплекс белорусской национальной одежды еще называют – строй. Белорусский костюм – это комплект одежды, обуви и аксессуаров, и украшений, который использовался белорусами в повседневной жизни и в праздничные дни. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. В разных областях нашей Родины сложились разные, характерные для каждой местности костюмы. Костюм имел определенные особенности: чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понемонье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье. Отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX века белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и ученые. Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, чем мы с вами сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Беларусь для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые. Простые люди – крестьяне для одежды использовали ткани собственного производства, окрашивая их с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-желтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.
Посмотрим несколько образцов костюмов и попробуем определить, что у них общего и чем они отличаются? Давайте сейчас обратимся к нашей выставке, и ответим на вопрос:
Какие из этих костюмов народные?
Педагог: Во все времена ценились вещи, сделанные руками человека. Способных и трудолюбивых людей называли мастерами, огромное количество пословиц посвящено труду и умению: «Умение везде найдет применение», «Не будет скуки, когда заняты руки», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается». А какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете? (Учащиеся вспоминают пословицы и поговорки о труде).
Звучит музыка.
Со времен глубокой древности и почти до середины 19-го века девочки в белорусских деревнях учились прясть, ткать, шить, вышивать. Ведь от мастерства хозяйки в этих видах домашнего ремесла во многом зависело благосостояние семьи. Именно она изготавливала одежду для себя, мужа, детей, а также для домашнего обихода. А что должны были уметь изготавливать мальчики? Конечно, строить дом, делать мебель. От мастерства мужчины зависело, каким будет его дом, мебель в доме (Демонстрируются иллюстрации).
Белорусский костюм приобрел завершенность и сложился как единый художественный образ в конце 19-го века. Костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форму, отдельные элементы сохранились и используются сейчас, например, старинный орнамент и полосатый декор. В древние времена считали, что орнамент оберегал от зла, был обращением к богам с просьбой о помощи и защите, орнамент рассказывал, какие люди живут в той или иной местности, выделял белорусов среди других народов. Белорусский орнамент – это традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий назад. Цвета символов имеют разные характеристики. Белый фон – цвет чистоты. Красный – цвет солнца, жизни. У белорусов не было символов смерти. Сохранившиеся символы – очень сильные знаки, которые должны оберегать человека, хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они оберегают и помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе. Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты – мать и ребенок, которые воодушевляли мастеров и художников всех времен. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.
Своеобразны орнаменты Могилевщины. На Дрибинской земле знаки – солнце, земля и жизнь – это ромб, ломаная линия и круг. На аутентичной одежде (рубахе, фартуке) могилевского крестьянина можно встретить вышитые розы с листьями в красно – черной гамме. В цветовом решении тканых и плетеных белорусских поясов преобладает красный цвет, но иногда орнамент включает в себя зеленый и синий цвета, чего в других областях Беларуси нет. В орнаменте первоначально использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими. В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы. Нашитые полоски орнамента на воротнике, рукавах, по низу одежды, служили остерегающим знаком от злых духов, давали силу в работе, так орнамент играл в украшении костюма основную композиционную роль.
Существовало много регионов Беларуси и в них 22 самостоятельных костюма.
Педагог: Итак, из каких же элементов состоит белорусский костюм?
Мужской костюм:
полотняная сорочка (носили навыпуск, с поясом),
ноговицы (калоши, обкрученные онучами, обували лапти или кожаные постолы (напоминают современные чешки),
комизелька (безрукавка),
головной убор – соломенная шляпа (брыль с широкими полями в 4-10 см, высотой примерно сантиметров в 10. На Полесье вокруг повязывали узорчатую тесьму, плетеную из черного конского волоса и суровых ниток), ближе к Витебску – герка (магерка) – шапка, валянная из шерсти, серого или коричневого цвета.
Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка – шабета. Пояс на Беларуси передавался от отца к сыну. Богато украшен вышивкой.
Женский комплект
Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с рубахой и поневой (из нескольких кусков ткани на талии), фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Беларуси, два последних в восточных и северо-восточных районах.
Женский костюм:
самотканая сорочка;
юбка;
фартук;
обувь: лапти. В холодную погоду – постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) по праздникам или в наиболее зажиточных семьях.
головной убор (женский) «Намёт», «Намитка», «Скиндачка» (девичий) – полоса полотна с орнаментом на концах.
Украшались богатым орнаментом, обвязывались кружевами. Фигуру подчеркивал гарсет (безрукавка). Украшения: подвески из простых металлов, кости, камней, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных — иногда жемчужные, рубиновые).
Игра-пазл «Национальный костюм». Из имеющихся элементов, составить белорусский народный костюм: мужской или женский. Из каких элементов он состоит? Обсуждение получившейся картинки.
Подготовка к практической части. Учащиеся определяются с костюмом: нарисованный, вырезанный из ткани и бумаги. Выбирают подходящие шаблоны для костюма куклы.
Правила безопасного поведения при работе с ножницами.
1 Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
2 При работе внимательно следите за направлением резания.
3 Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4 Не держите ножницы лезвием вверх.
5 Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6 Не режьте ножницами на ходу.
7 Не подходите к товарищу во время работы.
8 Передавайте закрытые ножницы кольцами вперед.
9 Во время работы удерживайте материал, с которым работаете, левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
3 Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
Практическая работа под музыку. Педагог: Прежде чем приступить к выполнению костюмов, давайте подготовим наши ручки к работе. Вспомним глиняных белорусских кукол- неваляшек.
Физкультминутка под музыку (Куклы Неваляшки).
Дин, дон, дили-дон (топают ногами), что за странный перезвон (выполняют движения кистями рук)?
Слышен он со всех сторон (руки подносят к ушам), дили, дили, дили-дон (топают ногами)! Мы – милашки (руки – к груди), куклы неваляшки (качаются в стороны), куклы неваляшки (качаются в стороны), яркие рубашки (руки вверх). Не спим, не сидим (топают ногами), и ложиться не хотим (кивают головой), днем и ночью мы стоим (руки на пояс), очень весело звеним (выполняют движения кистями рук). Мы – милашки (руки – к груди), куклы неваляшки (качаются в стороны), куклы неваляшки (качаются в стороны), яркие рубашки (руки вверх).
Педагог раздает заготовки из папье-маше на пластиковых бутылках (ранее изготовленные учащимися).
Алгоритм выполнения теста для оклеивания пластиковой бутылки. Масса папье-маше: туалетная бумага заливается кипятком в миске, после остывания измельчается в единую массу. Затем отжимается и добавляется клей ПВА, вымешивается и наносится на бутылку.
Педагог: одеваем кукол, затем раскрасим акварелью и фломастерами. Можно сделать из ткани или цветной бумаги костюмы по шаблонам и образцам. Приклеиваем тканевую (бумажную) одежду. Куклы готовы.
4 Анализ выполненных работ. Подведение итогов
Из какого материала изготавливались народные костюмы? Перечислите элементы мужского и женского костюма? Какие элементы украшали народный костюм?
5 Рефлексия
Учащимся предлагается выбрать одну из карточек и высказаться одним предложением о том, что узнали на занятии и понравилось ли им, используя начало фразы: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…
Педагог: предлагаю взять в руки карточки зеленого и красного цвета. Поднимите зеленую карточку те, у кого не было трудностей на занятии, а красную – те, кому требовалась помощь. Спасибо за занятие!
6 Уборка рабочих мест