Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьёзные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующие десятилетие количество суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков от 10 до 14 лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна.
Что же такое суицид и суицидальное поведение?
Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.
Суицидальное поведение – всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения и т.п. В подростковом возрасте проявления суицидальной активности наиболее многообразны.
Считается, что суицидальное поведение детей и подростков в 90% случаях – это крик о помощи и лишь в 10% имеется истинное желание покончить с собой.
Типы суицидального поведения:
Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:
- Демонстративное суицидальное поведение– разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвёртая демонстративная попытка заканчивается суицидом по неосторожности.
- Аффективное суицидальное поведение – суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который длится всего две минуты, но иногда в силу напряжённой ситуации может растягиваться на часы и сутки.
- Истинное суицидальное поведение– имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой.
Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, во время резкого контраста цветущей окружающей природы и душевной подавленности.
Особая ответственность в подобных ситуациях лежит на родителях ребёнка или на других лицах, их заменяющих.
Причины суицида:
- Отсутствие доброжелательного отношения со стороны близких.
- Резкое повышение общего ритма жизни.
- Алкоголизм и наркомания.
- Жестокое обращение, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
- Неуверенность в завтрашнем дне.
- Потеря смысла жизни.
- Низкая самооценка, трудности в самоопределении.
- Обеднение эмоциональной и интеллектуальной жизни.
- Безответная влюблённость, несчастная любовь – могут стать причинами суицида.
Признаки суицидального поведения:
- уход в себя (замкнутость, человек сторонится друзей и товарищей);
- капризность, привиредливость (ежедневное колебание настроения);
- депрессия (глубокий эмоциональный упадок);
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- нарушение аппетита;
- раздача подарков окружающим (люди, планирующие суицид, предварительно раздают свои личные вещи близким, друзьям, сослуживцам. Такие «акции» могут быть предвестниками грядущего несчастья);
- перемены в поведении (усиление пассивности, безразличие к общению, к жизни вообще);
- угроза (это любое высказанное стремление уйти из жизни).
Исследования показывают, что большинство молодых людей, пытавшихся покончить или покончивших с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые, на их взгляд, разрешить иным способом им не под силу.
До 75% таких детей и подростков так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными, намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьёз.
Ребёнок, находящийся в предсуицидальном состоянии, нуждается в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
Нельзя: игнорировать ситуацию, проявлять смущение, паниковать, открыто провоцировать к исполнению суицидального намерения, оставлять человека одного.
При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:
- Установить дружелюбные взаимоотношения с подростком: незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне. Следует избегать «дешёвых» утешений или упрёков.
- Временно оградить подростка от стресогенной ситуации.
- Внимательно выслушать и серьёзно воспринять любую жалобу подростка.
- Прямо спросить подростка о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
- Выяснить, что подросток желает изменить в себе, окружающих, ситуации, в которую попал. Предложить конструктивный выход из положения и вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.
Необходимо:
- Восстановить дружелюбные отношения с ребёнком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.
- Говорить с ребёнком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием.
- Дать возможность ребёнку выговориться, не перебивая и не одёргивая его.
- Стремиться понять ребёнка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.
Цель такой беседы заключается не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшей ситуации, а в том, чтобы оказать дружественную поддержку ребёнку. Внимательное отношение к нему должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.
Родители, врачи и педагоги должны помнить:
любые переживания и тревоги детей и подростков
не должны оставаться без внимания!