Творческий проект
«Чарующее преображение стекла: от традиций белоруской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций».
Семенова Ольга Геннадьевна,
педагог дополнительного образования,
учащиеся объединения по интересам «Акварелька»
Паспорт проекта.
Тема: «Чарующее преображение стекла: от традиций белоруской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций».
Тип проекта: исследовательски-творческий проект.
Автор проекта: педагог дополнительного образования Семенова О.Г.
Участники: учащееся объединения по интересам «Акварелька» 7-13 лет
Интеграция образовательных областей: Этнография. Декоративно-прикладное творчество.
Сроки реализации проекта: 2019-2020 уч. год
Цель: приобщение учащихся к культурному наследию Беларуси, создание творческих работ посредством использования элементов белоруской народной декоративной росписи по стеклу и применения современных материалов и приемов.
Задачи:
-познакомить с белорусской народной декоративной росписью по стеклу, историей развития, освоить её приемы, технику.
- развивать творческие способности учащихся путем создания работ в технике белорусской народной декоративной росписью по стеклу;
-воспитывать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к культуре родного края.
Методы, использованные в проекте: информационно-поисковые, исследовательские, практические.
Актуальность данного проекта заключается в том, что участники знакомясь с искусством росписи по стеклу в Беларуси, осваивая приемы, техники народной росписи приобщаются к культурному наследию родного края. Проект позволяет вовлечь учащихся в созидательную творческую деятельность, создать серию работ по росписи по стеклу « Чарующее преображение стекла», опираясь на традиции белорусской декоративной росписи в сочетании с современными тенденциями.
Материалы и оборудование: литература, информационные Интернет-ресурсы, фото работ народных мастеров, заготовки стекла, прозрачного пластика, перья плакатные, тушь, фольга, маркеры, контуры, бумага для эскизов, для фона, краски акварельные, акриловые, витражные, гуашь, кисти, простые карандаши, рамы для оформления работ.
Введение.
Беларусь – это страна богатая народными умельцами, талантливыми ремесленниками. Интерес к изделиям белорусского промысла велик и по сей день, так как виды ремесел, способы изготовления, исходные материалы полностью отражают культуру населения, его вкусы, возможности, интересы, самобытность.
Сегодня одной из основных задач государства является сохранение традиционного культурного наследия. Народное искусство — важнейшая составная часть национальной культуры республики и одно из средств воспитания подрастающего поколения. Ориентация учреждений дополнительного образования на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития этнической культуры, формирования национального сознания.
Декоративная роспись каждого народа – это уникальный вид искусства, зародившийся в глубине веков, отличается ярким своеобразием, самобытностью, базирующийся на мировосприятии, как отдельного человека, так и этноса. В течение многих веков накапливается художественный опыт, складывается традиция украшения предметов быта, символика орнаментального языка, которые передаются из поколения в поколение. Художественной росписью занимаются как художники–профессионалы, так и народные мастера.
Как и многие белорусские народные промыслы, роспись по стеклу была забыта, а живопись начала утрачивать свои наработки. Однако не вспоминать о прекрасном виде данного декоративного творчества означает утрату одного из составляющих звеньев народной культуры.
Зарождение белорусской декоративной росписи по стеклу приходится на конец 40-х годов прошлого века , когда в моде у деревенских жителей были декоративные панно с росписью по стеклу. Сюжеты изображения были самыми разнообразными: букеты цветов в корзинах или вазах, птицы с цветами, кошки разных мастей, пейзажи, сюжетные сценки. Большинство композиций не отличается виртуозностью исполнения рисунка, эстетическими изысками, поражают жизнерадостными тонами чистых и ярких красок, разнообразием декоративных приемов. В 60-х годах ХХ века расписывать стекло в Беларуси почти перестали.
В настоящее время роспись по стеклу снова вошла в моду, появились современные направления. Однако народные традиции данного ремесленного наследия во многом утрачены, нуждаются в восстановлении, сохранении и дальнейшем развитии.
Занимаясь изучением народных традиций, исследованием особенностей и освоением приемов народной декоративной росписи по стеклу в процессе работы над творческим проектом «Чарующее преображение стекла» учащимися объединения по интересам «Акварелька» ГУДО ЦТДМ «Агат» г. Могилева способствуют сохранению самобытного искусства.
Участники проекта не случайно выбрали объектом своего исследования белорусскую народную декоративную роспись. Они осваивая роспись по стеклу витражными, акриловыми красками на занятиях объединения по интересам «Акварелька», проявили интерес к истокам данного вида народного искусства в Беларуси. В данном проекте учащиеся получили возможность приобщиться к традициям белорусской народной декоративной росписи по стеклу и поучаствовать в возрождении забытого малоизвестного вида народного искусства в своих работах.
Проект предусматривается не только формирование практических умений и навыков, необходимых для изготовления декоративных изделий росписи по стеклу, но и, одновременно с этим, изучение корней и истории ремесла, его традиций, его особенностей и места, которое оно занимает в культуре народа. На практических занятиях при выполнении творческих заданий учащиеся на примерах изделий народных мастеров знакомятся не только с традиционными материалами, видами их обработки, техниками и технологиями изготовления изделий , но и соединяют их с современными направлениями росписи по стеклу. Творческие способности учащихся наиболее ярко проявляются при разработке собственных эскизов, по которым выполняются практические работы. Все задания по овладению различными техниками декоративной росписи по стеклу взаимосвязаны, что даёт в процессе реализации проекта усвоить комплекс знаний и навыков, которые соответствуют решению поставленных учебных и воспитательных задач.
Основная идея проекта заключается в том, что изучение достижений народного искусства не только расширяет представления учащихся о культурном наследии народа, но и оказывает воздействие на их современную творческую практику.
Этапы реализации проекта
№ |
Этапы |
Содержание работы |
сроки |
1 |
Подготовительный |
-Определение темы, структуры, направлений проблемы проекта; - Изучение теоретического материала по теме, изучение ресурсных возможностей, наработка методического материала; -Формирование группы участников проекта, распределение обязанностей между участниками; -Разработка концепции, построение модели проекта, составление плана работы с учащимися по проблеме; -Отбор наиболее продуктивных методов и приемов для реализации проекта.
|
Октябрь-декабрь |
2. |
Практический |
Работа творческой исследовательской группы учащихся объединения «Акварелька» ( педагог и учащиеся 10-13 лет), по изучению информационных источников, сбору и оформлению теоретического материала по теме проекта ( рефераты, сообщения учащихся). Экскурсии в музеи города, посещение выставок ДПТ. Проведение цикла занятий по декоративной росписи в группах разного возраста и года обучения. Оформление методического, дидактического, наглядного материала по теме проекта: - мастер-классы для педагогов, родителей; -Викторина «Что мы знаем о росписи по стеклу?» для средней группы. -Дидактические игры и упражнения для младшей группы. - Методические рекомендации и технологические карты ; -Конспекты занятий; -Создание коллекции работ по росписи по стеклу; -Организация выставки мини-музея «Чарующее преображение стекла».
|
Январь-июль |
3 |
Заключительный. |
-Анализ реализации проекта -Поведение итогов; -Создание презентации по теме проекта.
|
Август-сентябрь. |
Эффективность реализации проекта.
После окончания проекта учащиеся:
- 1.приобщаться к сохранению и развитию самобытного искусства -декоративной росписи по стеклу, художественных традиций белорусского народа;
- 2.проявят способность к определению задач на основе поставленной проблемы и к проектированию этапов своих действий, аргументированию своего выбора.
- 3.приобретут и освоят:
-знания в области белорусской народной духовной культуры и традиционных ремёсел Беларуси ;
--знания, умения и навыки росписи по стеклу;
- различные техники росписи по стеклу ;
- особенности работы с разнообразными материалами для росписи по стеклу.
- 4.смогут разбираться в отличительных особенностях традиционной художественной народной росписи по стеклу Беларуси и современных направлениях данного вида ДПИ.
- 5.создать творческие работы посредством использования элементов
белоруской народной декоративной росписи по стеклу и применения современных материалов и приемов.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
( Анализ различных источников информации , исследование темы проекта). Появившуюся на свет в XVIII столетии крестьянскую живопись следует рассматривать не только как декоративное явление, но и как благородное свидетельство прошлого.
Если XIX век открыл ценность устного и музыкального фольклора, то XX век обнаружил красоту крестьянского декоративно-прикладного искусства: очарование упрощения, силу выявления образной сути и удивительной логики народного мышления. Тяготение к абстрагированию формы ради максимальной выразительности, стремление к символичности содержания в начале XX века расчистило путь перед пониманием народного искусства. Встреча с крестьянской живописью послужила для многих художников того времени решающим событием, направившим их на поиск нового.
Как и многие белорусские народные промыслы, роспись по стеклу была забыта, а живопись начала утрачивать свои наработки. Однако не вспоминать о прекрасном материале декоративного творчества означает утрату одного из составляющих звеньев народной культуры.
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ПО СТЕКЛУ.
Техника живописи по стеклу существовала еще в эллинистический период. Ее особенность заключалась в особом порядке наложения красок. Стекло выполняло двойное назначение: на него наносилась краска и оно же защищало цвет. Прежде стекло, изготовлявшееся рудиментарным способом, имело неровную поверхность и давало несравненное мерцание.
Стеклодувный метод, открытый в конце I в. до н.э., послужил толчком к развитию стекольного производства, главным образом в Древнем Риме. Медальоны в форме маленьких стеклянных пластинок с изображением религиозных сцен и христианских символов найдены в римских катакомбах, служивших убежищем и местом собраний первых христиан.
После падения Вечного города главным центром по производству стекла стала Византия. В XIV веке этот вид искусства снова возродился в Италии под влиянием Византии и отсюда распространился по Центральной и Западной Европе.
В Средней Азии и странах Среднего Востока делали узорчатые оконные решетки и заполняли их цветными стеклами, считавшимися сплавом драгоценных камней. Примечательно, что свет, проходящий сквозь такое стекло, в древности наделяли магическими свойствами.
В XI-XII вв. в романских храмах наряду с орнаментальными мозаичными витражами появляются изображения человеческих фигур. Все шире внедряется роспись по стеклу с обжигом в специальных печах. Своего расцвета витраж с такими элементами достигает в готике. Гигантские многоцветные оконные плоскости прославленных соборов Парижа, Кельна, Шартра, Руана, Амьена, а также Реймса и сегодня пленяют непревзойденностью решений.
В XIV-XV вв. искусство витража и росписи по стеклу получает развитие в Англии, Италии, Швейцарии.
В XVIII веке в живописи по стеклу наблюдается несколько направлений развития. Во дворцах и замках немецких и французских вельмож она становится частью мебельного убранства в стиле рококо. Пасторальные сцены, идиллические пейзажи служат декором протекавшей в этих палатах жизни.
Другие возможности применения стекла открыли профессиональные художники городских корпораций. Подражая современным темам станковой живописи, они начали писать на стекле пейзажи, сцены охоты, пасторальные идиллии, портреты, иногда даже аллегорические. Но живопись по стеклу лишилась своей специфики: сугубой декоративности и пышности сочетания чистых и звучных тонов с золотом.
Третье и, может, самое важное направление зародилось в начале XX века в ремесленных мастерских Аугсбурга. Картины на стекле стали писать в народном стиле, появились копии гравюр. Спрос на эту ремесленную продукцию был так велик, что старые мастерские не могли его удовлетворить. Поэтому открывались новые, притом с другими приемами работы. Чтобы облегчить и ускорить производство, упразднялись детали, упрощались формы и цветовые нюансы, сошла на нет кропотливость мазка.
Изображения католических святых, протестантские изречения, бытовые и охотничьи сцены, аллегорические образы времен года – все это производилось в промышленных масштабах, при этом чаще на экспорт. Из больших итальянских и голландских портов новый товар направлялся в Америку, Индию, Россию и на Скандинавский полуостров. Корпорации уже не могли выполнять такое количество заказов. В новых мастерских начали работать и сельские живописцы; продолжало расти число центров производства расписных стеклянных изделий.
Своим расцветом в XVIII и XIX вв. на востоке Центральной Европы центры народной живописи по стеклу обязаны существованию стекловарен. Только в одной Богемии было 78 стекольных мануфактур с более чем 3000 рабочих. В лесных районах гор стекловарни располагали топливом для варки калия, могли получать высокую температуру для плавления кварцевого песка, известняка и калийных солей – главных компонентов тогдашнего стекла. Проходило иногда 50 лет, пока стекловарня не уничтожала весь окружающий ее лес. После этого производство переносили в другой лесной массив. Интересно, что поработавшее поколение очень часто оставалось на старом месте, где образовывало маленькие поселения. Люди продолжали заниматься своим промыслом – расписывали стекло, которое они получали на своей, обычно не переместившейся слишком далеко, фабричке.
1.2.НАРОДНАЯ ЖИВОПИСЬ
Старинная народная живопись по стеклу была преимущественно религиозного содержания. Ранее встречавшаяся только в домах шляхты и зажиточных горожан, она вошла в быт народа начиная с XVIII века.
Изображения Богоматери, Христа и святых – покровителей и защитников от стихийных бедствий – прежде всего имели культовое значение, хотя выполняли и декоративную функцию. На территории Польши религиозной живописью занимались главным образом профессионалы – потомки цеховых мастеров в городах и местечках. Считалось, что искусство живописи по стеклу пришло в Польшу с запада и юга Европы. Эта живопись успешно развивалась вблизи cтекольных заводов: в Силезии, в Спишском и других районах Польши. Живописцы обычно работали по индивидуальным заказам. Большинство из них продавали картины перекупщикам, и только немногие сами привозили собственные изделия на рынки.
Образа писали масляными красками. Иконописец работал одновременно над несколькими одинаковыми образами. Для ускорения процесса он одной краской заполнял определенные части рисунка на всех изображениях, затем иным цветом – другие части и т.д.
В 30-е годы XVIII столетия в декоративном убранстве архитектурных сооружений все чаще стали появляться витражи, расписанные силикатными или масляными красками. Первые, яркие и прозрачные, прочно соединялись со стеклом, составляя с ними как бы единое целое. Но сложность росписи заключалась в том, что цвет становился видимым только после обжига. Масляные краски не нужно было закреплять обжигом, и мастер в процессе росписи постоянно видел результаты своего труда. В случае ошибки цвет легко удалялся, и на его место наносился другой. Пока краска не высохла, можно было сколько угодно переделывать композицию.
Масляными красками были расписаны стекла окон башни, построенной по проекту архитектора А. Менелеса в парке Царского села под Петербургом. В первой половине XIX столетия на Императорском стекольном заводе была налажена роспись стекол масляными и силикатными красками для дворцовой мебели: ширм, каминных экранов и рам. Подобные предметы сегодня хранятся в Государственном Историческом музее в Москве, Эрмитаже и дворце-музее Кусково. На стеклах русские мастера изображали мифологические сцены, геометрические и растительные орнаменты.
Яркая роспись с преобладанием локальных цветов по характеру была близка к народной росписи на дереве и стеклянной посуде. Роспись посуды масляными красками широко применялась украинскими мастерами еще в XVI-XVII вв.
В небольших мастерских с помощью стеклодувной трубки мастера создавали самую разнообразную посуду. Под стать форме сосудов была и роспись – пестрая и красочная. С помощью довольно ограниченной палитры народные мастера умели добиваться замечательного декоративного эффекта. Краски частично просвечивались, а иногда наглухо перекрывали поверхность стекла. Плотная корпусная роспись особенно выразительной становилась на фоне темной или светлой жидкости, налитой в сосуд.
В прикарпатских районах Украины, в Польше, Чехии, Словакии, Румынии и других странах Западной Европы роспись по стеклу стала одним из популярных видов народного искусства, во многих случаях приобрела характер широко развитого промысла.
1.3.БЕЛОРУССКИЕ ТРАДИЦИИ РОСПИСИ
Эпоха Ренессанса принесла с собой моду на расписное стекло и на территорию Беларуси. Наши мастера быстро овладели приемами декорирования и достигли значительных успехов. Образцы расписанных сосудов с растительными и геометрическими орнаментами находятся в коллекции стекла в Мире.
Однако как вид народного искусства, известный в странах Западной Европы, на территории Беларуси роспись по стеклу получила большое распространение во второй половине XIX-начале ХХ столетия, когда в народном быту стекло становилось более доступным.
Сведения о росписи по стеклу в Беларуси известны с начала XX столетия. Возможно, некоторое влияние на его расширение оказали польские ремесленники, которые со своим товаром приезжали в Беларусь, Украину, некоторые области России. Однако если такое влияние и было оказано, то только на расширение этого вида росписи, а не на ее характер. Если у народов Центральной Европы роспись по стеклу почти целиком носила сакральный характер, временами приобретая и сюжетно-тематические черты, то в Беларуси в большинстве случаев она была орнаметально-декоративной. Появившись в тоже время, что и роспись сундуков и «дываноў» на ткани, нередко выполнялась одним и тем же мастером. Почти вся она относится к китчу (одно из явлений массовой культуры, прим. авт.).
Белорусские умельцы пользовались прозрачными цветными лаками, масляными и типографическими красками, подкладывая мятую фольгу. Иногда расписывали и стекло, и подложенную бумагу, которая просвечивалась через прозрачный лак. Основой белорусских работ были чистые цвета – локальные, без полутонов и цветных переходов. Обычно контур рисунка прорабатывали черной линией, преобладала явная орнаментальность.
По вариантам композиции, цветовым решениям и стилистике роспись по стеклу очень разнообразная. В ней сложно выявить какие-нибудь региональные особенности, как в росписи сундуков или «дываноў». Проще определить индивидуальную манеру письма автора, чем региональные особенности. В некоторых работах довоенного периода, которые можно встретить на западе Беларуси, чувствуется рука ремесленника-профессионала. Прослеживается стремление передать объемы, ракурс, подробно передать натуру. Цвета еще не очень интенсивны: черные, белые, коричневые, глухие красные и зеленые.
В послевоенное время мастера писали более декоративно. Цветы, листья, лепестки становятся плоскостными, их пишут, не уточняя с натурой, разукрашивают так, чтобы создать звучную игру цветовых пятен. Цветы теряют натуральную форму.
Такая роспись характерна преимущественно для Полесья. Во-первых, здесь бытовали расписные сундуки, откуда черпали мотивы для росписи по стеклу, во-вторых – для полесского интерьера была характерна особенная любовь к цветовому многообразию. Некоторые росписи, как, например, из деревни Ленино Житковичского района, представляют собой почти полное повторение полихромной вышивки.
После того как расписные сундуки вышли из моды, мастера стали делать росписи на стекле как для себя, так и на продажу. Встречаются различные композиционные схемы: симметричные и асимметричные. Рисунок, как правило, обладает непосредственностью. Технология росписи типичная: тонкой кистью мастера прорисовывали четкий контур плоскостного растительного узора. Перегородки заполняли насыщенным локальным тоном.
Широкое распространение получила подкладка из блестящей фольги. С ее помощью подчеркивали темный контур образа. Картины иногда писали как с внешней, так и с обратной стороны. Получалось условно- пространственное восприятие изображения.
Проникновение в крестьянский дом мебели промышленного производства, замена домотканых тканей фабричными вытеснили картины и иконы на стекле. В новом убранстве они оказались лишними. К счастью, к тому времени, когда старые работы перестали интересовать крестьянина, в городе среди любителей искусства появился к ним живейший интерес, и работы крестьянских мастеров перекочевали в этнографические музеи и частные собрания.
Темы росписи по стеклу могут быть различными: букет, орнаментальные композиции, архитектурный пейзаж, пейзаж с природными формами, сюжетные композиции. Для ее создания можно использовать орнаменты полотенец, скатертей, тканых постилок.
1.4.Этапы работы росписи по стеклу.
1. Калька прикладывается к выбранной репродукции и обрисовывается карандашом.
2. Созданный рисунок переносится на лист бумаги выбранного формата, который соответствует размеру стекла.
3. Рисунок узора, сюжета усложняется и уточняется карандашом.
4. На лист кладется стекло такого же формата.
5. Тушью и пером (или маркером) на стекло наносится контур.
6. На стекло наносится краска – акварельная или гуашь.
7. С этой же стороны наклеивается кусочками фольга с помощью клеящего карандаша.
8. Стекло переворачивается. Под него подкладывается фольга или тонированные листы бумаги, которые продаются в художественных магазинах либо можно самостоятельно затонировать бумагу гуашью или акрилом.
9. Лицевая сторона стекла декорируется точками, линиями. Обрисовываются контуром центральные фигуры композиции.
10. С обратной стороны работы прикрепляется картон.
Заключение.
Некоторые современные мастера стремятся возродить традиции росписи по стеклу, но этот вид искусства утратил свое первоначальное назначение и сегодня связан, в основном, с выставочной деятельностью. В большинстве случаев современная роспись по стеклу являет собой попытку возрождения этого вида искусства. Для создания композиции росписи по стеклу надо стремиться приблизиться к традиционной белорусской народной росписи. Соблюдать ее технологию, применять законы новизны в создании и раскрытии образа.
В процессе работы над данным проектом с детьми старались найти пути решения проблемы -возрождения, сохранения, преемственности и развития национальных традиций декоративной росписи по стеклу. Поученный опыт работы учащихся по росписи стекла, их творческие удачи и ошибки позволили сделать следующий вывод: необходимо осваивать образную стилистику и технические приёмы., отработанные мастерами прошлого., и при этом учитывать требования времени при выборе материалов, сюжетов и композиций.
Литература и информационные ресурсы
- Аляхновіч, А.М., Сучкоў, І.І. Методыка асваення фальклорнай спадчыны. / А.М. Аляхновіч, І.І. Сучкоў // Дапаможнік для фальклорна-этнаграфічных калектываў. – Мінск, 1998.
- Беларуская народная творчасць / АН Беларусі. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мінск: Навука і тэхніка, 2007.
- Беларускі фальклор. Энцыклапедыя. У 2 т. - Мн.: БелЭН, 2005
- Выкарыстанне святочна-гульнёвай культуры беларусаў у выхаванні дзяцей: зборнік навукова-метадычных і практычных матэрыялаў. Вып 1. Вясна / склад: А.В. Каралёва, В.А. Кляцова.
- Ліцьвінка, В.Д. Святы і абрады беларусаў. – 3-е выд. / В.Д. Ліцьвінка. – Мінск: Беларусь, 2001.
- Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоунік. – Мінск: Беларусь, 2004.
- Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения/ С.С. Кашлев – МН.: Белорусский верасень, 2005. –196 с.
- Мажэйка, З.Я. Каляндарна-песенная культура Беларусі: Вопыт сістэм-тыпал. даслед. / З.Я. Мажэйка. – Мінск: Навука і тэхніка, 1985.
- Крук, I.I. Сiмволiка беларускай народнай культуры [Текст] / І. І. Крук. – Мінск: Ураджай, 2000. – 350 с
- Народная культура Беларусі: энц. даведнік. /пад.рэд. В.С. Цітова. – Мінск: БелЭн, 2002. – 432 с.
- Сахута ЯМ. Фарбы роднай зямлі / ЯМ Сахута– Мн., 1985.
- СахутаЯ. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва. / ЯМ Сахута – Мн., 2001.
- Педагогические ориентиры: нормативные, информационно-методические материалы. Выпуск 8 / сост.: С.А. Бондарева [и др.] – Минск: НЦХТДМ, 2018. – 152 с.
- Педагогические ориентиры: инструктивно-методические материалы. Выпуск 1 / О.А. Клецова, И.П. Шевченко; под общ. Ред. Н.В. Васильченко. – Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – минск, 2013. – 48 с.
- Святкуем Каляды: выхаванне на аснове традыцый малой радзімы / склад. Т.М. Крыўко. – Мінск: НЦМТДіМ, 2019. – 216 с.
- Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы. / Н.Н Шкут– Мн, 1985.
- Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя. - Мінск: БелСЭ, 1989.
- Сахута, Я.М. Сучаснае народнае мастацтва Беларусі / Я.М. Сахута; [мастак В.Г. Паўлавец]. – Мінск: Беларусь, 2013. – 255 с.
- Этнаграфія Беларусі: энцыклапедыя / Беларуская Савецкая Энцыклапедыя; рэдкалегія: І.П. Шамякін (галоўны рэдактар) [і інш.]. – Мінск: БелСЭ, 1989. – 375 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РЕФЕРАТ
Тема « Место белоруской национальной росписи по стеклу в народном ДПИ Беларуси»
Автор: учащиеся объединения «Акварелька» Кравцова Елизавета.
В народном декоративно-прикладном искусстве живопись по стеклу выступает как одна из самобытных эстетических форм духовного выражения прекрасного в реальном и воображаемом мире.
К сожалению, белорусский народ ввиду обстоятельств и новых взглядов на массовое производство не ценил в течение прошедших трех столетий свою аутентичную культуру настолько, чтобы в полной мере сохранить существующие ремесла. А ведь имеющиеся у населения умения вполне могли бы служить нерукотворным преимуществом, которое можно развивать. Потеря художественных промыслов и их создателей – это огромное упущение для общества. Народный промысел, тем и ценен, что не был заимствован из других стран, не ориентирован на массовое производство. Это в полной мере история культуры нашей Родины, которую стоит возродить из призрачного состояния и культивировать, как для самого белорусского народа, так и для наших потомков и нынешних гостей Республики Беларусь. Белорусские ремесла привлекают гостей и ценителей со всего мира. На сегодняшний день в стране насчитывается более десяти видов старинных народных промыслов, и множество мастеров, наделяющих их своей собственной культурой, эстетикой и практичностью. Работы белорусских мастеров получили известность и в мировой культуре, имеются в собрании работ Ватикана, а также у других знаменитых ценителей. Белорусские ремесленники ежегодно представляют свое творчество на международных выставках народных промыслов.
Творчество профессионалов, как правило, опирается на ярко выраженную оригинальность, индивидуальность, связано с модными направлениями, определенными архитектурными стилями. Основой для самовыражения народных мастеров, чаще всего являются традиции изготовления и украшения изделий, сложившиеся в том или другом регионе, где они проживают. Их роспись отличается большей устойчивостью к изменениям моды, в орнаментах не утрачивается смысловая универсальность образного осмысления мироустройства. По характеру используемых мотивов декоративная роспись может быть сюжетной или орнаментальной. Сюжетный декор очень часто обрамляется орнаментальной каймой. Известны несколько способов нанесения росписи на декорируемую плоскость: с помощью штампов, трафаретов, контурной линией, кистевого мазка. Этими техниками виртуозно владели белорусские мастера, что подтверждается конкретными примерами тех произведений, которые хранятся в государственных музеях и их фондах. Росписью белорусские крестьяне-умельцы начали заниматься приблизительно с конца ХІХвека, когда в деревне, местечках появились анилиновые и масляные краски. Расписывали тканое полотно, сундуки, шкафы, буфеты, стекло, яйца.
В 50-е годы прошедшего столетия в Беларуси повсеместно была востребована народная роспись по стеклу. Любимыми мотивами изображений были декоративные букеты, идиллические сценки с изображением влюбленных пар, девушек с котами в корзинках и без корзинок, реже –библейских сюжетов. Встречаются изображения пейзажей, с иллюзией пространства, которая достигалась с помощью такого художественного приема, как роспись на обеих сторонах стекла. Популярностью пользовались рамы для больших и маленьких фотографий, скромно расписанных растительным узором по периметру или углам плоскости стекла. На готовую роспись накладывалась цветная фольга, благодаря этому поверхность мерцала, проявлялось такое качество стекла как его прозрачность. Художественная роспись по стеклу развивалась под влиянием европейской моды. В этом виде, как правило, работали мастера, уже владевшие искусством росписи, вышивки и т.д. Известно, что росписью занимались Т. Довгер, Н. Маковчик.
Одной из интересных современных художников в этом виде росписи Л.Зайцевой созданы декоративные панно с решением фольклорной тематики. Она виртуозно владеет техническими приемами росписи, разнообразна в поисках новых конструктивных построений образной композиции, нюансных разработок контуров.
Декоративное панно «Танец» .Роспись по стеклу нач. 1990-х гг.
Автор Л.Зайцева.
В росписи, в основном, используются два технических приема: все изображение рисуется черным контуром; без контура –пластичным мазком. Встречаются изображения, где применяются оба приема.
Конспект занятия ( младшая группа)
Тема: Изготовление и заливка контурных картинок «Сказочные цветы».
Задачи: продолжать знакомить детей с «витражом» и техникой его выполнения; продолжать учить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали; продолжать развивать интерес к новым знаниям; развивать творческие способности; чувство цвета. Развивать навыки рисования детей на «стекле» (оргстекло, файлы полиэтиленовые). Учить изображению цветов с круглой шапочкой (одуванчиков). Отрабатывать навыки нанесения контура рисунка клеем ПВА (контуром по стеклу). Развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка. Продолжать знакомить детей с техникой росписи по стеклу; учить видеть красоту цветочных композиций, колорит; развивать чувство цвета, эстетическое восприятие; учить планировать работу; развивать цветовосприятие, умение составлять необходимые оттенки; воспитывать любовь к природе.
Материал: прямоугольные «стекла» (оргстекло, файлы полиэтиленовые), эскизы различных цветов; контуры по стеклу; витражные краски, резерв (для приготовления резерва надо клей ПВА смешать с гуашью; такая смесь заливается в мягкий пластмассовый тюбик с острым наконечником; на конце тюбика должно быть небольшое отверстие, через которое при нажатии на тюбик резерв попадает на стекло), бумага; натюрморты с изображением цветов; простой карандаш.
Примечание. Эта работа может занять не одно занятие, а два: на первом изображаются шапочки цветов, на втором — рисуются стебли одуванчиков, их листья.
Предварительная работа: во время прогулки воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть особенности строения цветка одуванчика, отметить его особенности: он круглый, пушистый, состоит из множества тонких лепесточков, растущих из центра цветка.
Ход занятия.
-Нельзя себе представить нашу жизнь без ароматных и красивых, ярких цветов. Прекрасная насыщенная зелень и яркие насыщенные соцветия с приятным запахом могут украсить любой парк или сад, клумбу и т. д. Но цветы не цветут круглый год и мы с вами можем украсить свой дом, детский сад при рисунков, ярких цветных композиций. но рисовать можно не только на бумаге, но и на стекле. Но сегодня давайте для начала мы попробуем рисовать на файлах. Предложить детям выбрать эскизы. Контуры и цвета витражных красок.
Спросить: «В чѐм сходство и различи я цветов между собой. Спросить какого цвета те цветы, что они выбрали.
В процессе занятия провести пальчиковую гимнастику «Цветки»:
Наши алые цветки (Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево.)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать ими вперѐд – назад.)
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
— Мы уже говорили с вами о том, что многие художники рисовали на своих картинах цветущие растения. Богатства нашей природы, красота цветов вдохновляли их на создание произведений искусства. Вы уже знаете, что рисовать можно разными способами.
Сегодня я предлагаю вам выполнить рисунок на стекле (оргстекло, файлы полиэтиленовые) Мы уже делали такие рисунки. Какой прием мы применяли для того, чтобы контуры рисунка не смазывались? (По контуру рисунка наносили узкую полоску клея ПВА. Застывая, клей не позволяет краске растекаться, контуры рисунка не размываются.) Этот прием мы используем и сегодня. Рисование листьев и стеблей, травы, раскрашивание фона.
В этой части занятия детям предоставляется большая самостоятельность. Сначала на стекло контуром наносится контур рисунка - в нашем случае стебель, листья, травинки. Затем по контуру наносится узкая полоска клея ПВА — либо из тюбика, либо из флакона с узким носиком. Застывая, клей образует незаметную разделительную полосу, которая не позволяет краске растекаться по стеклу, разные цвета не смешиваются. Перед рисованием воспитатель показывает детям несколько листьев одуванчика, принесенных с участка, напоминая, какая у них форма. Выбрать цвет фона дети могут самостоятельно.
Рефлексия.
После завершения рисования педагог просит детей рассказать о своих рисунках, акцентируя внимание на том, какое эмоциональное состояние было у них во время работы, испытывают ли они чувство удовлетворения после ее окончания.
Мастер-класс
“ Использование элементов белорусской национальной росписи для декорирования изделий из стекла ”
Тема: Использование элементов белорусской национальной росписи для декорирования изделий из стекла.
Мастер-класс рассчитан на педагогов ИЗО и ДПИ, а также на всех любителей создавать эксклюзивные подарки своими руками.
Цель: Изготовление изделия путем декорирования белоруской национальной росписью, с использованием полученные знания и умения.
Задачи:
-Ознакомить с особенностями белоруской национальной росписи по стеклу;
-Познакомить с техникой работа ;
-Применить полученные знания и умения при декорировании изделий .
Назначение: украшение интерьера, подарок родным, близким .
Материалы и оборудование: заготовки из стекла(прозрачного пластика), контуры, краски, кисти, бумага для эскиза , карандаши простые, палитры, стекла-пробники, тряпочки, блестки, салфетки бумажные, скрепки, ватные палочки, музыкальный ряд, образцы работ.
Ход мастер-класса.
1.Организация рабочих мест. Встреча. Приветствие.
2.Вступительное слово.
В наши дни декоративно-прикладное искусство доступно каждому человеку, неравнодушному к красоте и желающему приобщиться к созданию эксклюзивных изделий своими руками.
Стекло – один из важнейших материалов в интерьере наших домов. А стекло, расписанное вручную, принесет в ваш дом еще больше света и радости.
3. Особенности белорусской национальной росписи по стеклу.
Как и многие белорусские народные промыслы, роспись по стеклу была забыта, а живопись начала утрачивать свои наработки. Однако не вспоминать о прекрасном виде данного декоративного творчества означает утрату одного из составляющих звеньев народной культуры.
Зарождение белорусской декоративной росписи по стеклу приходится на конец 40-х годов прошлого века , когда в моде у деревенских жителей были декоративные панно с росписью по стеклу. Сюжеты изображения были самыми разнообразными: букеты цветов в корзинах или вазах, птицы с цветами, кошки разных мастей, пейзажи, сюжетные сценки. Большинство композиций не отличается виртуозностью исполнения рисунка, эстетическими изысками, поражают жизнерадостными тонами чистых и ярких красок, разнообразием декоративных приемов. В 60-х годах ХХ века расписывать стекло в Беларуси почти перестали.
В настоящее время роспись по стеклу снова вошла в моду, появились современные направления. Однако народные традиции данного ремесленного наследия во многом утрачены, нуждаются в восстановлении, сохранении и дальнейшем развитии.
Темы росписи по стеклу могут быть различными: букет, орнаментальные композиции, архитектурный пейзаж, пейзаж с природными формами, сюжетные композиции. Для ее создания можно использовать орнаменты полотенец, скатертей, тканых постилок.
Можно создавать композиции с зеркальным построением, когда изображение делится на равные части, с образами зверей, зданий, птиц, встречающихся в фольклоре. Композиции пейзажа можно решать однопланово и многопланового, симметрично и ассиметрично. Подкладная разноцветная фольга всегда придаст работам эмоционально-образное решение.
4.Практическая работа.
Порядок работы
Особых сложностей в рисовании нет, тем более что каждый из нас в той или иной мере «приобщался к искусству». Но есть некоторые нюансы росписи.
• Независимо от материала основы, перед началом работы она должна быть обезжирена, края стекла обработаны.
• Сначала делается эскиз будущей работы, но можно воспользоваться готовыми трафаретами.
• Затем эскиз располагаем под стеклом и на сухую поверхность «накладывается» контур. Тем самым очерчиваются границы участков, которые будут окрашены каждый в свой цвет.
• Нанесение краски. С первого раза может и не получиться, так как нужно буквально «чувствовать» оптимальную толщину слоя. Слишком тонко – после просыхания появятся разводы, пятна, поверхность будет иметь неоднородный оттенок. Слишком густо – краски с соседних участков «перейдут границу» и перемешаются. Но с опытом придет и понимание, сколько краски нужно брать кисточкой. Берем кистью с палитры краску и наносим на участок обведенный контуром. Потом следующий цвет и т.д.
• Декорирование работ блестками
• Просушка. Можно, конечно, этот процесс ускорить, используя фен или любой обогревательный прибор. Но более качественное покрытие получается, если сушка происходит естественным образом. Искусственное ускорение может привести к растрескиванию нанесенного слоя, даже потемнению отдельных участков, если термическое воздействие получится избыточным.
Это лишь общий алгоритм действий, который следует знать начинающему мастеру. Особенностей росписи много, и со временем этим искусством, при желании и усердии, сможет овладеть каждый.
5.Подведение итогов. Обмен опытом, мнениями. Выставка работ. Фотосессия.
Рис. Поэтапное изготовление работы.
Фото. В процессе реализации проекта.
ФОТО. Работы учащихся