Анализ
деятельности опорной методической площадки (ОМП)
ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева» (2023/2024 гг.)
Инновационная область «Развитие эффективного педагогического опыта и современных практик дополнительного образования детей и молодежи»
Тема ОМП: «Формирование разносторонней личности средствами социального и художественного творчества»
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, рационального использования их творческого потенциала, обобщения и трансляции актуального педагогического опыта осуществлялась инновационная деятельность в форме реализации долгосрочного проекта «Артинтеграция: традиции и современность».
Приоритетными направлениями работы ОМП в 2023/2024 стали образовательно -методическая и организационно-практическая деятельность, которые включали следующие аспекты: изучение истории и культуры своего народа; идентификация истории и культуры с современностью; конструктивная деятельность по этнокультурному воспитанию детей и учащейся молодежи; повышение профессиональной компетентности педагогических кадров; распространение и продвижение инновационного опыта по этнокультурному воспитанию учащихся объединений по интересам художественного профиля; оказание целенаправленной информационной и методической поддержки педагогам в проектной деятельности, использовании имеющегося инновационного опыта в практике работы.
С целью создания условий для реализации проекта «Артинтеграция: традиции и современность» на протяжении 2023-2024 учебного года осуществлялась образовательно-методическая деятельность по повышению профессиональной компетенции педагогических работников. В рамках которой было организовано и проведено 10 образовательно-методических мероприятий различного уровня, в которых приняло участие 235 педагогических работников, в том числе:
семинар-консультация для педагогов доп. образования г. Могилева «Сохранение и трансляция региональных традиций народного творчества по средствам работы объединений по интересам» (13.06.2023, областной уровень, 45 участников);
круглый стол «Организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности по реализации проекта» (06.09.2023, внутриучрежденческий уровень, 12 участников);
совещание «Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году» (20.09.2023, внутриучрежденческий уровень, 42 участника);
методическое объединение педагогов художественного отдела «Развитие конструктивного взаимодействия учащихся и педагогов в условиях совместной творческой деятельности» (05.10.2023, внутриучрежденческий уровень, 18 участников);
семинар-практикум «Профессиональная компетентность педагога как основа для развития нравственной, эмоциональной, эстетической сферы личности учащегося средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества» (11.12.2023, 25 участников);
семинар «Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей и молодежи – современные тенденции и перспективы развития» (17.01.2024, внутриучрежденческий уровень, 18 участников);
мастер-класс «Формирование исследовательской компетенции учащихся средствами художественного и декоративно-прикладного творчества» (14.02.2024, 23 участников, https://agatmogilev.by/2-uncategorised/695);
семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся» (13.03.2024, районный, 15 участников, https://agatmogilev.by/2-uncategorised/696);
творческая встреча «Представление результатов работы по реализации проекта «Артинтеграция. Традиции и современность» (07.05.2024, внутриучрежденческий уровень, 18 участников);
городской семинар «Семейное и гендерное воспитание в условиях УДО». В рамках семинара проведен мастер-класс, на котором участники семинара изготавливали сувениры с белорусскими мотивами на современный лад. (16.05.2024, городской уровень, 19 участников).
С целью трансляции передового опыта педагогические работники, участники проекта продуктивно и результативно представляли свой инновационный опыт в рамках методических мероприятий педагогической направленности областного, республиканского и международного уровня. Всего 13 выступлений, в том числе:
VI Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» (Н.Г. Ковалева), (международный уровень, г. Могилев, МГОИРО, 24.10.2023);
VIII Международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»: «Народное декоративно-прикладное искусство: от истоков к современности»
(М.В.Старостенко), (международный уровень, г. Могилев, 20.03.2024);
IV Республиканский педагогический форум «Патрыятычнае выхаванне навучэнцаў праз стварэнне этнакультурнага асяроддзя: педагагічны вопыт і выхаваўчыя практыкі ў сістэме дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі» (Н.Г. Ковалева и О. Г.Семенова), (республиканский уровень, г. Минск, АПО, 25.04.2024);
республиканский семинар «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков: инновации и педагогическое творчество в обеспечении качества образования» (Н.Г. Ковалева), (республиканский уровень, г. Минск, АПО, 18.04.2024);
республиканский научно-практический семинар «Историческая память в воспитании и творческом развитии детей: образовательные практики и опыт региона» (республиканский уровень, г. Минск, АПО,15.10.2023);
республиканская декада методических мероприятий «Семейное и гендерное воспитание учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи»: «Мастер-класс по изготовлению открытки ко дню семьи» (Н.Г.Ковалева, О.С.Шкрыль), «Маляванка. Животные и птицы» (О.Г.Семенова) (республиканский уровень, г. Минск, НЦХТДиМ, 06.03.2024);
методическая неделя «Ярмарка инновационного опыта: интересно, необычно, результативно»: копилка планов-конспектов учебных занятий по декоративно-прикладному творчеству «Народные традиции и декоративно-прикладные ремесла. Текстиль и пряжа» (М.В.Старостенко), мастер-классы «Традиции и современность» по изготовлению аксессуаров с белорусским орнаментом» (А.С.Кожуленко, О.Г.Семенова), (областной уровень, г. Могилев, МГОИРО, 25.04.2024);
VII Методический фестиваль «Инновации в образовании Могилевской области в интересах реализации стратегии устойчивого развития»: «Мастер-класс «Сохранение и трансляция народного наследия белорусов» (Н.Г.Ковалева), мастер-классы «Традиции и современность» (О.В.Евменчикова, О.И.Коваленко), творческая мастерская равного обучения «Времен связующая нить» (М.В.Старостенко) (областной уровень, г. Могилев, МГОИРО, 25.04.2024);
областной семинар «Опорная методическая площадка – ресурс инновационных практик в системе сопровождения гражданско-патриотического воспитания учреждений дополнительного образования детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы»: доклад «Развитие творческого потенциала учащихся посредством этнокультурных традиций и гражданско-патриотического воспитания в образовательной практике» (М.В.Старостенко) (областной уровень, ГУДО «МОЦТ», 28.05.2024).
Итоговым и наиболее значимым мероприятием стала презентация опыта деятельности опорной методической площадки Центра в рамках республиканской научно-методической секции руководителей методических служб по теме «Региональные практики с педагогическими кадрами: опыт, инновации» (республиканский, 20.06.2024) и др.
Также распространение, обобщение и трансляция актуального педагогического опыта и продвижение инновационных практик осуществлялось путем публикаций в информационно-методических (педагогических, предметных) изданиях, сборниках научно-практических конференций, на предметных сайтах и в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение). Всего было опубликовано 32 методических материала, в том числе:
Инклюзивная выставка «Моей страны удивительный мир» в центральной городской библиотеке им.К.Маркса https://youtu.be/4Y8QhWl0ZnA?si=WzLZAm3qxNv0aVY Телеканал "Беларусь 4" Могилев" Mogilev TV от 01.06.2024;
план-конспект занятия «Натюрморт - предметный мир» учебно-методические материалы на сайте педагогический портал РБ www.pedportal.by 2024год (02.2024г.);
круглый стол: Знакомство с белорусским народным творчеством Конспекты уроков: международный каталог для учителей, преподавателей и студентов. Адрес публикации: https://конспекты-уроков.рф/other|varla \file\117632- 04.12.23;
конспект занятия: «Новогодняя елка из пряжи» международный образовательный сайт «Презентации»: международный каталог для учителей, преподавателей и студентов. Адрес публикации на сайте: https:// edupres.ru/№ Е 55671 от 14.12.2023;
конспект занятия: Работа с бытовым материалом. Шкатулка на картонной основе. Декор бумагой Публикации учебного материала на сайте: образовательный портал «Знанио» Конспекты уроков: международный каталог для учителей, преподавателей и студентов адрес публикации: https:// znanio.ru /Свидетельство №МП 2913554 от 20.03.2024;
мастер-класс: «Беларускі народны роспіс па шкле Магілёўскія матывы». (14.03.2024).сетевойСМИ:ng-press.by https://ng-press.by/category/dopolnitelnoe-obrazovanie/
мастер-класс: Маляванка. Животные и птицы информационно-методические материалы в рамках республиканской декады методических мероприятий «Семейное и гендерное воспитание учащихся в условиях УДОДиМ» сайт: УО«НЦХТДиМ»
https://drive.google.com/drive/d/folders\19ucotkzm_ldTC7MovbBYQulfylU;
мастер-класс «Сохранение и трансляция народного наследия белорусов», сборник материалов VIII Методического фестиваля «Инновации в образовании Могилевской области в интересах реализации стратегии устойчивого развития», рубрика «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся» (МГОИРО) 20.03.2024 ;
«Современные формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и молодежи с семьями учащихся» сайт: УО«НЦХТДиМ»
https://drive.google.com/drive/folders/19ucotkzm_ldTCv7MovbByQuIfylU_tOL;
«Взаимодействие учреждения дополнительного образования с семьями учащихся в рамках инновационного проекта» сайт: УО«НЦХТДиМ»
https://docs.google.com/document/d/1dstwTN10dJBWIvvTaVrP5YeSsydas3dV/edit и др.
Организационно-практическая (проектная деятельность) была направлена на приобщение учащихся объединений по интересам к национальной художественной культуре и к культуре родного края через создание условий обогащения опыта творческой самореализации в различных видах исследовательской, творческой и художественно-краеведческой деятельности в рамках мультпроекта «Артинтеграция: традиции и современность»
В результате деятельности которой были разработаны и реализованы ряд исследовательских, художественно-творческих подпроектов: «Текстильные куклы в костюмах Приднепровья», «Чарующее преображение стекла: от традиций белорусской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций», «Картины и панно с элементами энкаустики» и другие. Всего 12 подпроектов, в том числе:
исследовательские творческие проекты «В гости к птицам. Использование талаша для скульптурного моделирования» и «Талашовыя iгрушкі: лялькi, конiкi i птушкi» (Старостенко М.В. и Романова Е.В.);
проект «Чарующее преображение стекла: от традиций белорусской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций», в рамках которогоучащиеся знакомились с особенностями белоруской национальной росписи по стеклу;
проект «Кустодіі на паштоўках. Выцінанка» в рамках которого учащиеся обучились самому древнему на Беларуси виду искусства – вытинанке;
исследовательский проект «Я па гарбаце не сумую, скрыпень я прыгатую», дадатак «Забытыя рэцэпты»;
мини-проект «Лекавыя расліны ў народнай медыцыне беларусаў» и фотопроект «Зёлкі»;
в рамках проекта «Совместная деятельность детей и родителей по созданию серии работ в технике белорусской росписи «Маляванка. Животные и птицы родного края», учащиеся приобщались к национальным традициям и истории Могилевского региона.
Результативно и продуктивно участие педагогических работников ( 20 дипломов) и учащихся художественного отдела (164 диплома) в конкурсах и выставках. Всего более 184 дипломов в том числе:
III Республиканский фестиваль-конкурс исследовательских проектов учащихся «Нашчадкi традыцый»: диплом (Старостенко М.В.);
VII Республиканский смотр-конкурс детского творчества «Здравствуй, мир!»: диплом (Маркова И.М.);
международная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Романтика осени», диплом II степени (Старостенко М.В.);
XIV Традиционный праздник фольклора и ремесел в Витославлицах. (Великий Новгород) диплом II степени, диплом участника (Старостенко М.В.);
республиканская дистанционная интернет-панорама «Формирование национально - культурной идентичности учащихся посредством развития воспитательного потенциала учреждения образования»: сертификат участника (Старостенко М.В.);
областной этап республиканского конкурса образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического, туристического, краеведческого, военно-патриотического профилей -диплом II степени (Старостенко М.В.);
областной этап республиканской экологической акции «Сцяжынами Бацькаушчыны»: диплом III степени (Ластовкина Софья, Старостенко М.В.);
областной конкурс методических разработок педагогических работников «Гражданско-патриотическое воспитание: теоретико-методологические основы и эффективные инновационные практики»: дипломы III степени, диплом II степени (Ковалева Н.Г.,Старостенко М.В.);
областной конкурс методических разработок «Будущее начинается сегодня» (Интеграция эколого-биологической деятельности и декоративно прикладного творчества на занятиях объединения по интересам для формирования позиции обучающихся): диплом II степени (Старостенко М.В.);
областной этап республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященной Году исторической памяти: диплом III степени (Ковалева Н.Г., Старостенко М.В.);
областной этап республиканской выставки-конкурса «Лед. Цветы. Фантазии»: диплом III степени;
областной этап III республиканского фестиваля-конкурса исследовательских проектов учащихся «Нашчадкi традыцый»: диплом I степени (Романова Е.В., Старостенко М.В.);
областной этап республиканского конкурса «Капитал места»: диплом III степени;
областной этап Республиканской выставки- конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная Зорка»: диплом III степени (Маркова И.М);
городской этап XXVI Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка» - диплом I степени; диплом II степени;
городской конкурс-выставка «Зимние сны древнего города»- 2 диплома II степени;
городской этап выставки-конкурса «Магiлеуская скарбонка» - диплом I степени и др.
Реализация проекта «Артинтеграция: традиции и современность» осуществлялась посредством разработки и издании методической продукции.
Разработанные актуальные практические материалы опубликованы на сайте учреждения в разделе «методические материалы». Всего 8 методических материалов, в том числе:
Творческий проект «Совместная деятельность детей и родителей по созданию серии работ в технике белорусской росписи «Маляванка. Животные и птицы родного края»;
Мастер-класс «Белорусская роспись. Роспись по дереву, особенность могилевского региона. Роспись деревянной подставки под мобильный телефон»;
Мастер класс: Белорусская народная роспись по стеклу «Могилевские
мотивы»;
Исследовательский проект «Дзікарослыя і лекавыя расліны ў побыце беларусаў»;
Информационно-методическая папка «Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся через интеграцию эколого-биологической деятельности и декоративно прикладного творчества на занятиях объединения по интересам» https://disk.yandex.ru/i/O7FvBDj-L9KCgg;
Сборник мастер-классов «Сохраняя ремесленные традиции родного края» https://disk.yandex.ru/i/rLftx6Z3GiVw7w;
Творческий проект «Чарующее преображение стекла: от традиций белоруской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций» https://disk.yandex.ru/i/wAQNbnPwG2UiVA;
Сборник практических материалов «Гісторыя. Традыцыі. Сучаснасць» https://disk.yandex.ru/i/MSfVMu3M7niFjg
Таким образом, показателями эффективности функционирования опорной методической площадки в учреждении являются:
Повышение инновационного потенциала педагогических работников учреждения (художественного отдела), активизация проектной и исследовательской деятельности– более 12 подпроектов.
Рост активности участия педагогических работников в республиканских, областных мероприятиях, в том числе проводимых в онлайн режиме (конференции, интернет-форумы, конкурсы, выставки и др.) – более 23 мероприятий.
Рост публикационной активности педагогических работников – более 20 публикаций в региональных СМИ, 9 статей в республиканских педагогических изданиях, разработка 8 методических материалов.
Высокие достижения педагогических работников в методических мероприятиях (выставки, конкурсы): по количеству мероприятий 20 дипломов.
Высокие достижения учащихся объединений по интересам художественного профиля в конкурсах, выставках: по количеству дипломов более 154 в городских и областных, 9 в республиканских.
Подводя итоги, следует отметить, что деятельность ОМП в 2023-24 учебном году признана эффективной, так как способствовала повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, рациональному использования их творческого потенциала, обобщению и диссеминации актуального педагогического опыта.
В перспективе работы ОМП: углубление интеграции и внедрение новых форм проектной деятельности; активизация деятельности опорной методической площадки как ресурса инновационных практик в системе сопровождения гражданско-патриотического воспитания в учреждении. Продолжить деятельность по реализации и разработке вариативных творческих проектов и мероприятий в рамках деятельности опорной методической площадки, совершенствовать формы и методы работы с участниками образовательного процесса, организовать согласованное взаимодействие всех субъектов образовательного пространства и выстроить новые практики образовательной и организационно-методической деятельности.
Методист Низовцова Т.Е.