Диагностические материалы
В рамках организации деятельности по формированию гражданской позиции и патриотизма было проанализировано отношение родительской общественности к вопросам гражданско-патриотического воспитания.
Проведен опрос и анкетирование родителей по определению содержательной стороны компонентов понятий «Гражданин» и «Патриот» в рамках понимания и осознания. Выяснилось, что родители учащихся отдают предпочтения различным трактовкам этих понятий и не видят в них разницы, не считают, что такое воспитание должно проходить в семье. Стало понятно, что отсутствие совместных ориентиров учреждения и семьи в формировании гражданской позиции и патриотизма учащихся ведет к нарастанию проблемы, формированию нейтральной (пассивной), а иногда и негативной, позиции родителей.
Аналогичное анкетирование педагогов и учащихся выявило пробелы в знаниях по данному направлению и сориентировало педагогов в планировании дальнейшей деятельности, учитывая, что родители готовы идти на сотрудничество и взаимодействие в вопросах воспитания.
Примеры анкет для родителей (педагогов) и учащихся:
Анкета для педагогов, родителей и учащихся «Гражданин-патриот»
Продолжите фразу: «Гражданин – это…»; «Патриот – это…»
Можно провести как в письменной форме индивидуально, так и в коллективной устно (на доске, экране и т.д.). Все полученные ответы необходимо объединить в пять групп по следующим компонентам и таким образом определить темы, которые нуждаются в корректировке:
социальный (человек, патриот, имеет гражданство, житель страны;
рефлексивный (четкое осознание своего места в обществе, наличие своего мнения, ценностей, своего внутреннего духовного мира, своих принципов, ощущение своей индивидуальности);
правовой (наличие прав и обязанностей, соблюдение законов, Конституции, уважение установленных порядков (обычаев, традиций), имеет право проживать в данном государстве, право голоса, право свободы мысли и слова);
социально-личностный (социальный статус в своей стране, знание культуры страны, ее истории, языка, образованность);
нравственный (соблюдение правил морали и этических принципов, стремление к идеалам).
Спасибо за ответы!
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые родители!
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе. В каждом варианте ответов выберите подходящий и подчеркните.
1 Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
любовь к Родине, любовь к природе, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за Беларусь и белорусов, их достижения, традиции; все вместе взятое.
Ваш вариант_____________
2 Какие из указанных качеств, следует первоначально воспитать в ребенке?
уважение к старшим, любовь к близким, интерес к историческому прошлому и культурному наследию Беларуси, уважение белорусских традиций и реликвий; любовь к своему городу.
Ваш вариант__________________
3 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
Педагоги, родители
4 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с символикой государства, традициями, памятными датами, родословной семьи?
Актуальна, неактуальна
5 Есть ли в Вашем доме семейные традиции и реликвии?
Если да, то какие? да (_________________________________________), нет
6 Посещаете ли вы вместе с детьми музеи, выставки, памятные места Беларуси? да (какие___________________), нет (почему? ___________)
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Уважаемые родители!
В большинстве семей есть семейные реликвии, передаваемые поколениям, которые связаны с семейными традициями. Давайте определим, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье ответив на следующие вопросы. В каждом варианте ответов выберите подходящий подчеркните или напишите свой вариант ответа.
1 Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
да, обязательно; возможно, если они сами собой сложились;
нет, это пережитки прошлого.
2 Какие семейные традиции вы соблюдаете?
дни рождения членов семьи;
дни поминовения усопших;
коллективные посещения кино, театра, музеев;
религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники);
государственные праздники (Новый год, 8 марта, 9 мая; день создания семьи; профессиональные праздники;
оформление фотоальбомов;
воскресные семейные обеды (ужины);
другое _____________
3 Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
Спорт; компьютерные игры; рукоделие; коллекционирование;
другое ______
4 К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка? ____________
5 Какой труд объединяет вашу семью?
Индивидуальный труд;
общий труд, разные обязанности у членов семьи;
другое_________
6 Ваши предложения __________
Спасибо за сотрудничество!