Низовцова Татьяна Евгеньевна,
методист, ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева»
Основные усилия учреждений дополнительного образования учащихся и молодежи как социальных институтов, должны быть направлены на обеспечение успешной социализации личности в современном обществе, подготовку к самостоятельной жизни, посредством создания условий для успешной адаптации учащихся в объединении по интересам, содействие формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Таким образом, актуальными задачами, которые призваны решать педагогические работники в рамках организации образовательного процесса становятся следующие:
обучение учащихся навыкам конструктивного общения и поведения со сверстниками и взрослыми;
формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в коллективе;
формирование социальной компетентности учащихся, умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, формированию произвольности и саморегуляции поведения обучающихся;
содействие осознанию своей социальной значимости, формированию активной социальной позиции, неприятию проявлений асоциального поведения.
Социально-педагогическое сопровождение учащихся в государственном учреждении дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева» строится на конструктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Для реализации поставленных выше задач, возникает необходимость в повышении профессиональных компетенций самих педагогов: организации информационно-методических, образовательных мероприятий (методических объединений, обучающих семинаров). Своевременная методическая помощь педагогу предполагает прежде всего оснащение эффективными технологиями, методами и средствами, которые будут многофункциональны по своему назначению, привлекательны и интересны для учащихся разного возраста, будут учитывать их социальные, личностные и возрастные особенности.
Содержание организационно-методической деятельности с педагогами обусловлено требованиями, предъявляемыми к ним в процессе организации образовательного процесса:
высокий уровень психолого-педагогической компетентности; владение педагогической диагностикой;
наличие комплекса личностных качеств, обеспечивающих бесконфликтные гармоничные отношения как с учащимися, так и с коллегами, родителями (ответственность, инициативность, доброжелательность и др.);
знание этапов развития ребенка, учет возрастных особенностей и ключевых моментов возможного педагогического воздействия;
индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей; создание благоприятной психологической обстановки, открытых и доверительных отношений.
Но самое важное требование, предъявляемое к педагогу, это умение организовать образовательный процесс так, чтобы учащийся хотел и мог осваивать новые формы деятельности и общения, чтобы он использовал их в различных ситуациях, так как успешная социализация и социальная активность учащихся зависит от социальной активности педагогов.
Так, с целью повышения социально-педагогической компетентности педагогов был разработан и проведен в рамках методического объединения педагогических работников семинар-практикум «Создание условий для эффективного взаимодействия с детьми и подростками в процессе образовательной и досуговой деятельности». (Приложение 1)
В рамках данного образовательном мероприятии на практике рассматривались вопросы: сплочение и объединение учащихся в совместной деятельности, создание условий для социально-психологической адаптации детей в коллективе; интерактивные методы формирования социальной активности детей в группе и другие.
Приложение 1
Семинар-практикум для педагогических работников в рамках методического объединения
Тема: «Создание условий для эффективного взаимодействия с детьми и подростками в процессе образовательной и досуговой деятельности»
Цель: повышение профессиональных компетенций по вопросу формирования социально-коммуникативного взаимодействия с учащимися
задачи:
активизация у педагогов осознанных усилий, направленных на развитие социально-коммуникативной компетентности в процессе педагогической деятельности.
ознакомить педагогов с теоретическими и практическими аспектами развития коммуникативных способностей;
включить педагогов в активное социально-психологическое обучение (взаимодействие, анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций и др.);
организация включенного наблюдения участниками занятия за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают коммуникативную компетентность.
Основные определения:
Компетентность педагога - это проявленное им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты.
Социальная компетентность - готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, единство социальной адаптивности и мобильности.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.
Эффективное общение - оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей.
составляющие: контакт, взаимодействие, интерес, внимание, желание (мотивация) действие, понимание, уважение, эмпатия, рефлексия, уверенность, доброжелательность.
Участники: педагогические работники
Форма проведения: семинар-практикум
Время: 1,5 часа.
Ход методического мероприятия:
1. Организационная часть. Приветствие. Определение цели и задач, основных понятий.
2.Информационная часть
Общение составляет значительную часть человеческой жизни и основу взаимодействия людей. Наш способ общения, стиль и манера говорить обуславливает то, что нам будут говорить в ответ, как нас будут принимать и видеть. Мы ежедневно выстраиваем свое общение со многими людьми, часто не задумываясь над тем, как мы говорим, какое выражение принимает наше лицо, какое влияние наш тон и поза оказывают на окружающих. Однако, осознав эффективные и конструктивные средства и способы общения, исключив не функциональные, сознательно контролируя свое общение, можно сделать личностное, деловое, межличностное общение более успешным и продуктивным, научиться понимать других по их жестам и мимики.
Основные условия конструктивного общения:
во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;
во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;
в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста.
Одной из важных педагогических задач является развитие коммуникативных способностей учащихся. Эти способности проявляются в следующих во владении средствами коммуникации;
б) в использовании таких средств в деятельности, в построении процесса общения;
в) в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.
Учащийся учится строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы. Другими словами, результатом обучения должно стать построение каждым участником группы саморазвивающейся системы оптимизации общения. Коммуникативные способности формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения.
Таким образом, для успешной реализации целей учебного процесса педагог должен осуществлять работу по двум направлениям:
1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;
2) организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения.
Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
3. Практическая часть
Игры и упражнения для организации эффективного взаимодействия и общения в коллективе.
Игра-разминка «Кто с особенностями?»
Цель: знакомство, снятие напряжения и барьеров в общении.
Каждый получает список особенностей и соответствующих им действий.
Дается 1-2 минуты для изучения списка. Участнику необходимо отметить в списке те черты, которые характерны именно для него.
По команде ведущего участники начинают выполнять все то, что они выбрали из списка.
Например:
- Кто любит танцевать – потанцуйте вокруг стула.
- У кого голубые глаза - трижды подмигните.
- Чей рост превышает 180 см - встаньте со стула и подпрыгните
и т.п.
Психологический смысл упражнения:
Знакомство, предоставление своих особенностей, возможность для самопрезентации, снятие напряжения и барьеров в общении.
Обсуждение. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их не было в списке?
Игра-настройка «Семечки»
Цель: Осознание участниками своих базовых ценностных ориентации в сфере общения, определяющих характер их социального взаимодействия и успех сотрудничества.
Ведущий предлагает всем участникам взять несколько семечек (4-5 штук) и подумать над тем, какими ценностями, коммуникативными способностями обладает каждый из нас, каких жизненных принципов, правил придерживаемся мы в процессе общения: «Каждая семечка символизирует какую-то ценность в сфере общения. Подумайте, каково вам с этими зернами, с этими ценностями. Что вам хотелось бы иметь еще больше, а чего у вас слишком много и хочется поделиться с кем-то другим».
Сейчас у вас будет возможность познакомиться со своими коллегами: узнать какие ценности («семечки») есть у ваших коллег, поделиться своими или попросить нужное вам. Каждый поступает, как хочет: просит, меняет, ничего не отдает, ничего не просит, просто узнает о ценностях других.
Время 5 минут. По хлопку участники встают со своих мест и начинают общаться, по истечении времени по команде «стоп» все должны оставаться на местах со своим набором «семечек».
Обсуждение: эта игра – модель нашего взаимодействия в процессе общения: кто-то активно и легко включается в процесс, делится своими ценностями и с благодарностью получает новый опыт, берет и отдает, другим тяжело включаться в коммуникацию, и он напрягаясь все же достигает цели. Всегда найдутся те, кто останется в стороне - и это их выбор, их способ взаимодействия.
Итак, у каждого из нас есть свой запас «семечек». Перечислите ценности, которые оказались у вас в руках. Ведущий записывает ответы на доске (тарелках). Получается перечень ценностей в сфере общения, и все участники с помощью семечек ранжируют (нужно наклеить семечку на липкую ленту, напротив соответствующей ценности)
Вопросы для обсуждения: Какие ценности чаще всего просили?
Какие ценности преобладали у большинства?
Человек просит не столько того, чего ему не хватает вообще, сколько то, что можно в наибольшей степени применить сейчас.
Что является наиболее актуальным на данный момент для педагогов, учащихся, родителей. Какая проблема в вашей профессиональной деятельности в сфере общения является наиболее важной? Чтобы ответить на эти вопросы мы предлагаем вам поучаствовать в следующем упражнении.
Упражнение «Групповой рисунок проблемы»
Цель: организация взаимодействия участников, выявление актуальных проблем в профессиональной деятельности специалистов в сфере общения.
Мы будем сейчас работать в группах, для этого необходимо разделиться на 4-5 групп по какому-либо признаку. В нашем случае это будут основные направления конструктивного общения: общение в семье, деловое общение (педагогическое общение), общение со сверстниками (подростки, младший школьный возраст, старшеклассники).
Каждая группа получает большой лист бумаги и набор карандашей и занимает свое место в аудитории. Задания группам: все члены группы одновременно должны изобразить на листе бумаги свое представление об проблемах в одной из сфер общения, наиболее актуальных в вашей профессиональной деятельности. Возможно использование различных символов, схем, знаков и др. Время выполнения задания 5 минут. После выполнения задания полученные изображения демонстрируются всем присутствующим и каждой группе предоставляется слово для комментирования своего рисунка. Участники из других групп могут задавать вопросы, давать обратную связь.
Обсуждение:
Что общего в рисунках группы? Чем отличаются? Какое было самочувствие при выполнении задания? Ориентировался ли на других участников группы при рисовании своих личных идей?
В этом задании каждый участник имеет 1 балл, который он по окончании работы с рисунком и после его представления может отдать какому-либо участнику из их малой группы. Критерии выбора коллеги произвольны: оказал в процессе рисования поддержку, взял на себя организаторские функции в малой группе, проявлял доброжелательность и/или активность и др. Кроме того, каждый участник обладает еще 2 баллами, которые он отдает, по 1 баллу в две другие группы, конкретным ее членам после прослушивания их представления рисунка: за оригинальность идеи, за яркое выступление, за конструктивные добавления в рассказ и т.д.
Основная цель упражнения — расширение опыта социального взаимодействия, самовыражения каждого участника в большой группе людей, в развитии общительности (снятии барьера стеснительности, психологической зажатости). Участники учатся доверять другим людям свои мысли и переживания, быть открытыми и привлекательными в межличностном общении.
4. Заключительная часть
Подведение итогов работы группы.
На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время работы в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические).
Обсуждение по подгруппам: Участники делятся на три подгруппы и каждая подгруппа подводит итоги и составляет резюме по проблемным вопросам: 1) условия развития коммуникативных умений в процессе образовательной деятельности; 2) методические и практические материалы по организации конструктивного взаимодействия с детьми и подростками в деятельности объединений по интересам; 3)техники эффективного общения.
Упражнение «Анализ сегодняшней встречи»
Инструкция: «Наш семинар-практикум подходит к концу. Давайте поделимся своими переживаниями и впечатлениями от встречи. Каждый участник может высказаться примерно в таких формах: «На сегодняшнем занятии я понял…», «Меня удивило…», «Мне было больше всего полезно…», «Я узнал…», «Я ожидаю…» и т. п.
Прощание.
Литература
1.Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. –М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
2.Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. / А.Л. Крупенин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005, – 480 с.
3.Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). / Г. Монина. — СПб.: Издательство «Речь», 2017. — 224 с: ил.