Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ" г.Могилёва
 
 
 

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132
  • s1
  • s2
  • s3
  • s4
  • s5
  • s6
  • s7
  • s8

Низовцова Татьяна Евгеньевна,

методист, ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева»

Основные усилия учреждений дополнительного образования учащихся и молодежи как социальных институтов, должны быть направлены на обеспечение успешной социализации личности в современном обществе, подготовку к самостоятельной жизни, посредством создания условий для успешной адаптации учащихся в объединении по интересам, содействие формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Таким образом, актуальными задачами, которые призваны решать педагогические работники в рамках организации образовательного процесса становятся следующие:

обучение учащихся навыкам конструктивного общения и поведения со сверстниками и взрослыми;

формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в коллективе;

формирование социальной компетентности учащихся, умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;  

способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, формированию произвольности и саморегуляции поведения обучающихся; 

содействие осознанию своей социальной значимости, формированию активной социальной позиции, неприятию проявлений асоциального поведения. 

Социально-педагогическое сопровождение учащихся в государственном учреждении дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева» строится на конструктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Для реализации поставленных выше задач, возникает необходимость в повышении профессиональных компетенций самих педагогов: организации информационно-методических, образовательных мероприятий (методических объединений, обучающих семинаров). Своевременная методическая помощь педагогу предполагает прежде всего оснащение эффективными технологиями, методами и средствами, которые будут многофункциональны по своему назначению, привлекательны и интересны для учащихся разного возраста, будут учитывать их социальные, личностные и возрастные особенности.  

Содержание организационно-методической деятельности с педагогами обусловлено требованиями, предъявляемыми к ним в процессе организации образовательного процесса:

высокий уровень психолого-педагогической компетентности; владение педагогической диагностикой;

наличие комплекса личностных качеств, обеспечивающих бесконфликтные гармоничные отношения как с учащимися, так и с коллегами, родителями (ответственность, инициативность, доброжелательность и др.);

знание этапов развития ребенка, учет возрастных особенностей и ключевых моментов возможного педагогического воздействия;

индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей; создание благоприятной психологической обстановки, открытых и доверительных отношений.

Но самое важное требование, предъявляемое к педагогу, это умение организовать образовательный процесс так, чтобы учащийся хотел и мог осваивать новые формы деятельности и общения, чтобы он использовал их в различных ситуациях, так как успешная социализация и социальная активность учащихся зависит от социальной активности педагогов.

Так, с целью повышения социально-педагогической компетентности педагогов был разработан и проведен в рамках методического объединения педагогических работников семинар-практикум «Создание условий для эффективного взаимодействия с детьми и подростками в процессе образовательной и досуговой деятельности». (Приложение 1)

В рамках данного образовательном мероприятии на практике рассматривались вопросы: сплочение и объединение учащихся в совместной деятельности, создание условий для социально-психологической адаптации детей в коллективе; интерактивные методы формирования социальной активности детей в группе и другие. 

 

 

 

 

Приложение 1

Семинар-практикум для педагогических работников в рамках методического объединения

Тема: «Создание условий для эффективного взаимодействия с детьми и подростками в процессе образовательной и досуговой деятельности»

Цель: повышение профессиональных компетенций по вопросу формирования социально-коммуникативного взаимодействия с учащимися

задачи:

активиза­ция у педагогов осознанных усилий, направленных на развитие социально-коммуникативной компетентности в процессе педа­гогической деятельности.

ознакомить педагогов с теоретическими и практическими аспектами развития коммуникативных способностей;

включить педагогов в активное социально-психологи­ческое обучение (взаимодействие, анализ педаго­гических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций и др.);

организация включенного наблюдения участниками занятия за проявлением в общении тех личностных качеств, ко­торые обеспечивают коммуникативную компетентность.

Основные определения:

Компетентность педагога - это проявленное им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты.

Социальная компетентность - готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жиз­ненных сферах, единство социальной адаптивности и мобильности.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.

Эффективное общение - оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей.

составляющие: контакт, взаимодействие, интерес, внимание, желание (мотивация) действие, понимание, уважение, эмпатия, рефлексия, уверенность, доброжелательность.

Участники: педагогические работники

Форма проведения: семинар-практикум

Время: 1,5 часа.

 

Ход методического мероприятия:

1. Организационная часть. Приветствие. Определение цели и задач, основных понятий.

2.Информационная часть

Общение составляет значительную часть человеческой жизни и основу взаимодействия людей. Наш способ общения, стиль и манера говорить обуславливает то, что нам будут говорить в ответ, как нас будут принимать и видеть. Мы ежедневно выстраиваем свое общение со многими людьми, часто не задумываясь над тем, как мы говорим, какое выражение принимает наше лицо, какое влияние наш тон и поза оказывают на окружающих. Однако, осознав эффективные и конструктивные средства и способы общения, исключив не функциональные, сознательно контролируя свое общение, можно сделать личностное, деловое, межличностное общение более успешным и продуктивным, научиться понимать других по их жестам и мимики.

Основные условия конструктивного общения:

во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;

во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;

в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста.

Одной из важных педагогических задач является развитие коммуникативных способностей учащихся. Эти способности проявляются в следующих во владении средствами коммуникации;

б) в использовании таких средств в деятельности, в построении процесса общения;

в) в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.

Учащийся учится строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы. Другими словами, результатом обучения должно стать построение каждым участником группы саморазвивающейся системы оптимизации общения. Коммуникативные способности формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения.

Таким образом, для успешной реализации целей учебного процесса педагог должен осуществлять работу по двум направлениям:

1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;

2) организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения.

Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

3. Практическая часть

Игры и упражнения для организации эффективного взаимодействия и общения в коллективе.

Игра-разминка «Кто с особенностями?»

Цель: знакомство, снятие напряжения и барьеров в общении.

Каждый получает список особенностей и соответ­ствующих им действий.

Дается 1-2 минуты для изучения списка. Участнику необходимо отметить в списке те черты, которые ха­рактерны именно для него.

По команде ведущего участники начинают выполнять все то, что они выбрали из списка.

Например:

- Кто любит танцевать – потанцуйте вокруг стула.

- У кого голубые глаза - трижды подмигните.

- Чей рост превышает 180 см - встаньте со стула и подпрыгните

и т.п.

Психологический смысл упражнения:

Знакомство, предоставление своих особенностей, возможность для самопрезентации, снятие напряжения и барьеров в общении.

Обсуждение. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их не было в списке?

Игра-настройка «Семечки»

Цель: Осознание участниками своих базовых ценностных ориентации в сфере общения, определяющих характер их социального взаимодействия и успех сотрудничества.

Ведущий предлагает всем участникам взять несколько семечек (4-5 штук) и подумать над тем, какими ценностями, коммуникативными способностями обладает каждый из нас, каких жизненных принципов, правил придерживаемся мы в процессе общения: «Каждая семечка символизирует какую-то ценность в сфере общения. Подумайте, каково вам с этими зернами, с этими ценностями. Что вам хотелось бы иметь еще больше, а чего у вас слишком много и хочется поделиться с кем-то другим».

Сейчас у вас будет возможность познакомиться со своими коллегами: узнать какие ценности («семечки») есть у ваших коллег, поделиться своими или попросить нужное вам. Каждый поступает, как хочет: просит, меняет, ничего не отдает, ничего не просит, просто узнает о ценностях других.

Время 5 минут. По хлопку участники встают со своих мест и начинают общаться, по истечении времени по команде «стоп» все должны оставаться на местах со своим набором «семечек».

Обсуждение: эта игра – модель нашего взаимодействия в процессе общения: кто-то активно и легко включается в процесс, делится своими ценностями и с благодарностью получает новый опыт, берет и отдает, другим тяжело включаться в коммуникацию, и он напрягаясь все же достигает цели. Всегда найдутся те, кто останется в стороне - и это их выбор, их способ взаимодействия.

Итак, у каждого из нас есть свой запас «семечек». Перечислите ценности, которые оказались у вас в руках. Ведущий записывает ответы на доске (тарелках). Получается перечень ценностей в сфере общения, и все участники с помощью семечек ранжируют (нужно наклеить семечку на липкую ленту, напротив соответствующей ценности)

Вопросы для обсуждения: Какие ценности чаще всего просили?

Какие ценности преобладали у большинства?

Человек просит не столько того, чего ему не хватает вообще, сколько то, что можно в наибольшей степени применить сейчас.

Что является наиболее актуальным на данный момент для педагогов, учащихся, родителей. Какая проблема в вашей профессиональной деятельности в сфере общения является наиболее важной? Чтобы ответить на эти вопросы мы предлагаем вам поучаствовать в следующем упражнении.

Упражнение «Групповой рисунок проблемы»

Цель: организация взаимодействия участников, выявление актуальных проблем в профессиональной деятельности специалистов в сфере общения.

Мы будем сейчас работать в группах, для этого необходимо разделиться на 4-5 групп по какому-либо признаку. В нашем случае это будут основные направления конструктивного общения: общение в семье, деловое общение (педагогическое общение), общение со сверстниками (подростки, младший школьный возраст, старшеклассники).

Каждая группа получает большой лист бумаги и набор карандашей и занимает свое место в аудитории. Задания группам: все члены группы одновременно должны изобразить на листе бумаги свое представление об проблемах в одной из сфер общения, наиболее актуальных в вашей профессиональной деятельности. Возможно использование различных символов, схем, знаков и др. Время выполнения задания 5 минут. После выполнения задания полученные изображения демонстрируются всем присутствующим и каждой группе предоставляется слово для комментирования своего рисунка. Участники из других групп могут задавать вопросы, давать обратную связь.

Обсуждение:

Что общего в рисунках группы? Чем отличаются? Какое было самочувствие при выполнении задания? Ориенти­ровался ли на других участников группы при рисовании своих личных идей?

В этом задании каждый участник имеет 1 балл, который он по окончании работы с рисунком и после его представления может отдать какому-либо участнику из их малой группы. Кри­терии выбора коллеги произвольны: оказал в процессе рисова­ния поддержку, взял на себя организаторские функции в ма­лой группе, проявлял доброжелательность и/или активность и др. Кроме того, каждый участник обладает еще 2 баллами, которые он отдает, по 1 баллу в две другие группы, конкрет­ным ее членам после прослушивания их представления ри­сунка: за оригинальность идеи, за яркое выступление, за конструктивные добавления в рассказ и т.д.

Основная цель упражне­ния — расширение опыта социального взаимодействия, самовыражения каждого участника в большой группе людей, в развитии общительности (снятии барьера стеснительности, психологической зажатости). Участники учатся доверять другим людям свои мысли и переживания, быть открытыми и привлекательными в межличностном общении.

4. Заключительная часть

Подведение итогов работы группы.

На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время работы в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические).

Обсуждение по подгруппам: Участники делятся на три подгруппы и каждая подгруппа подводит итоги и составляет резюме по проблемным вопросам: 1) условия развития коммуникативных умений в процессе образовательной деятельности; 2) методические и практические материалы по организации конструктивного взаимодействия с детьми и подростками в деятельности объединений по интересам; 3)техники эффективного общения.

Упражнение «Анализ сегодняшней встречи»              

Инструкция: «Наш семинар-практикум подходит к концу. Давайте поделимся своими переживаниями и впечатлениями от встречи. Каждый участник может высказаться примерно в таких формах: «На сегодняшнем занятии я понял…», «Меня удивило…», «Мне было больше всего полезно…», «Я узнал…», «Я ожидаю…» и т. п.

Прощание.

 

Литература

 1.Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. –М.: Совершенство, 1997. – 171 с.

2.Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. / А.Л. Крупенин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005, – 480 с.

3.Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). / Г. Монина. — СПб.: Издательство «Речь», 2017. — 224 с: ил.

 

sm.jpg bannerminobr.jpg

banner_030325.jpg

uegj.jpg

roo new

_благоустройства.jpg -80-лет-_рус_.jpg

80let.jpg

_молодежь.бел.jpg

kachusl.jpg

sniaga

карта обрсети

баннер картинка

Banner CUR

molodezhprotiv

corruption.jpg

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

 

Scan20230418194242socsorobl22

telegram