Государственное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева»
Руководитель проекта
педагог дополнительного образования
Старостенко М. В.
Адрес: 212002 г. Могилев,
ул. Б. Машековская, 9Б
Контактный телефон:
8 (0222) 73 85 62
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Могилёв, 2021
Паспорт проекта
Название проекта: «Артинтеграция «традиции и современность»
Тип проекта: Исследовательско-творческий, практико-ориентиро-ванный.
Участники проекта: педагоги отдела декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства ГУДО ЦТДМ «Агат».
Сроки реализации проекта: долгосрочный 2021–2024 уч. г.
Цель проекта создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов отдела декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства ГУДО ЦТДМ «Агат».
Задачи:
- совершенствовать формы и методы организации образовательного процесса через повышение мастерства педагога дополнительного образования;
- повыть профессиональную компетентности педагогов через изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов отдела;
-передать ученику своё отношение к искусству, творчеству, свои знания, умения, мастерство, приемы исполнительской работы;
- раскрыть, выявить и развить лучшие задатки, способности, заложенные в ученике.
- использовать традиционные народные практики и техники с возможными интеграциями и современными материалами в работе объединений по интересам.
Актуальность проекта: Стратегической целью развития культуры, согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, на период до 2035 года, является повышение ее социальной роли в жизни белорусских граждан, сохранение идентичности белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций, упрочение статуса Республики Беларусь в мире как самостоятельного, независимого высококультурного государства, бережно сохраняющего свое культурное наследие.
Формы и методы реализации проекта. Сбор информации, использование Интернет-ресурсов, работа с литературой, систематизация, практическое выполнение.
Формы представления результатов проекта: оформление материалов исследования, проведение познавательных занятий по теме выбранным педагогами в объединениях по интересам. Художественные изделия.
Содержание:
Пояснительная записка
План реализации проекта
Примерный тематический план 2021–2024
Основные направления работы
Тематика проектов
Литература и информационные ресурсы
Приложение
Пояснительная записка
Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована и на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в разных видах деятельности, среди которых и декоративно-прикладному искусству, и творчеству придается немаловажное значение. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны, велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности. С первой ступени обучения ребенка в этой сфере педагогом организуется процесс целенаправленной духовно-созерцательной, образовательной, творческо-созидательной деятельности, в результате которой у детей устанавливается его диалогическое взаимодействие с миром искусства. В процессе обучения они осваивают его художественные принципы, средства и приемы выразительности, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия у мастера, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.
В современном мире работа по возрождению и повышению интереса современного человека к декоративно-прикладному искусству как явлению культуры постепенно возрастает. Но возникает другая проблема – это сохранение традиционного национального ДПИ в новых современных условиях существования с одновременным применением новаторства в этой области. Так, как, где и какими способами найти эти новаторства или инновационные подходы, решения, технологии.
Придерживаясь Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, педагоги будут работать над созданием условий для развития народных художественных ремесел и продолжат работу по совершенствованию образовательных программ с учетом практикоориентированности обучения, а также эстетического воспитания детей и молодежи.
Цель методического объединения: повышение качества дополнительного образования посредством совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
- совершенствовать формы и методы организации образовательного процесса через повышение мастерства педагога дополнительного образования;
- повыть профессиональную компетентности педагогов через изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов отдела;
-передать ученику своё отношение к искусству, творчеству, свои знания, умения, мастерство, приемы исполнительской работы;
- раскрыть, выявить и развить лучшие задатки, способности, заложенные в ученике;
- использовать традиционные народные практики и техники с возможными интеграциями и современными материалами в работе объединений по интересам.
Основными принципами работы методического объединения
- добровольность,
- компетентность,
- соблюдение педагогической этики.
Организация деятельности методического объединения
Встречи педагогов проходят раз в месяц по средам, на базе ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева»
Проведение диагностического мероприятия с целью изучения образовательно-воспитательных запросов и потребностей педагогов.
Формы организации:
Коллективные:
- дискуссия;
- мастер классы по ДПТ;
- интерактивные занятия;
- совместные экскурсии, культ и турпоходы;
- методическая мастерская;
- «круглый стол»;
- защита авторских проектов;
- накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
- тематические семинары – практикумы;
- другие.
Индивидуальные:
- проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
- постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес;
- работа над личной творческой темой;
- разработка собственных средств наглядности;
- разработка собственной программы самообразования;
- рефлексия и анализ собственной деятельности;
- самостоятельное проведение исследований.
Социальные партнеры: Общественное объединение могилёвских ремесленников «Шчырая Майстэрня». Телеканалы Могилёв -2 и Беларусь 4 Могилёв. Этнохутор «Зелёная роща», «Центр городских инициатив». «Могилёвский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы». Союзы мастеров.
Условия эффективности
- разработка нормативной и информационно-методической базы для осуществления мероприятий в рамках проекта;
- педагогическая культура и профессиональная компетенция педагогов объединений;
- самообразование;
- своевременное информирование воспитанников и их родителей о предстоящих мероприятиях в рамках проекта;
- активное взаимодействие по реализации проекта в рамках модели сотрудничества;
- освещение мероприятий в рамках проекта в региональных СМИ;
- пропаганда эффективной педагогической практики;
- организация продуктивного сотрудничества с партнерами в рамках реализации проекта.
Формы представления результатов проекта: оформление материалов исследования, проведение познавательных занятий по теме выбранным педагогами в объединениях по интересам. Художественные изделия. Разработка тем для программ ИЗО и ДПИ.
Прогнозируемые результаты:
- воспитание уважения к сокровищам белорусской культуры;
- сохранение культурно-исторического наследия;
- использование новых методов приемов, материалов, сюжетов и мотивов для создания изделий декоративно-прикладного творчества;
- синтетическое сочетание различных видов искусства и их новая интерпретация в единстве применения в творческих проектах;
- использование компьютерных технологий.
Проведение подобных вышеописанному творческих методических объединений способствует расширению кругозора педагогов, создаёт условия для обмена наработками и, как следствие, ведёт к повышению профессиональных компетенций педагогических работников художественного отдела ГУДО ЦТДМ «Агат» г. Могилёва.
План реализации проекта
Примерный тематический план методического объединения педагогов отдела декоративно-прикладного творчества
и изобразительного искусства
«Артинтеграция «традиции и современность»
на 2021-2024 год
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
I. Подготовительный этап |
|||
1. |
Анализ состояния методической работы художественного отдела ЦТДМ «Агат» |
Август-сентябрь 2021 года |
Члены творческой группы |
2. |
Диагностика образовательно-воспитательных запросов |
Август-сентябрь 2021 года |
руководитель проекта |
3. |
Совещание по вопросам разработки и реализации проекта. Основные идеи и содержательное наполнение проекта |
Август-декабрь 2021 года |
Члены творческой группы |
4. |
Организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности по реализации проекта. Возможности ресурсного обеспечения. |
Август-декабрь 2021 |
Члены творческой группы |
5. |
Утверждение проекта «Артинтеграция «традиции и современность»» |
декабрь 2021 года |
Методический совет художественного отдела ЦТДМ «Агат» |
II. Основной этап |
|||
1 |
Утверждение плана на учебный год. |
Сентябрь |
Члены творческой группы |
2. |
Работа над проектами в объединениях по интересам |
2022-24 |
Члены творческой группы |
3. |
Мониторинг социальной и творческой активности. |
2022-24 |
Руководитель проекта |
4. |
Анализ результативности деятельности в ходе реализации проекта |
апрель 2024 |
Завотделом Руководитель проекта |
II. Заключительный этап |
|||
1. |
Обсуждение итогов реализации проекта |
Май 2024 |
Руководитель проекта |
2. |
Творческий отчет на педагогическом совете Центра |
Май 2024 |
Руководитель проекта |
3. |
Оформление результатов работы. |
Июнь – декабрь 2024 |
Завотделом Руководитель проекта |
Необходимое ресурсное обеспечение
Кадровое: педагоги дополнительного образования и мастера – ремесленники. Художники профессионалы. Мастера определённых направлений
Программно-методическое обеспечение:
Нормативная база образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи. Программы объединений по интересам художественный профиль. Календарно-тематические планы.
Дополнительная учебная документация, востребованная на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации дополнительной образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат.
Материально-техническое обеспечение: подготовленные помещения для проведения мастер-классов, совместных мероприятий родителей и учащихся объединения, встреч с интересными людьми на базе ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева», этнохутора «Зелёная роща».
План
реализации проекта методического объединения педагогов
художественного отдела
«Артинтеграция. Традиции и современность»
на 2023/2024 учебный год
№ п/п |
Тема встреч |
Форма проведения |
Дата |
1 |
Организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности по реализации проекта |
методическое объединение |
август |
2 |
Совещание «Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году» |
круглый стол |
сентябрь |
3 |
Семинар-практикум «Развитие конструктивного взаимодействия учащихся и педагогов в условиях совместной интеллектуально-творческой деятельности» |
методическое объединение |
октябрь |
4 |
Республиканский научно-практический семинар «Историческая память в воспитании и творческом развитии детей: образовательные практики и опыт региона» |
семинар |
октябрь |
5 |
Семинар-практикум «Профессиональная компетентность педагога как основа для развития нравственной, эмоциональной, эстетической сферы личности учащегося средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества» |
семинар-практикум |
декабрь |
6 |
Участие в методических мероприятиях различного уровня (в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников и в соответствии с календарем республиканских мероприятий) |
трансляция инновационного педагогического опыта |
в течение года |
7 |
Семинар «Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей и молодежи – современные тенденции и перспективы развития» |
семинар |
январь |
8 |
Мониторинг социальной и творческой активности, работы над проектами в объединениях по интересам |
методическое объединение |
февраль |
9 |
Работа над проектами в объединениях по интересам: систематизация материала, оформление |
проекты |
март-апрель |
10 |
Анализ результативности деятельности в ходе реализации проекта «Артинтеграция. Традиции и современность» |
анализ |
май |
11 |
Творческая встреча «Представление результатов работы по реализации проекта «Артинтеграция. Традиции и современность» |
круглый стол |
май |
Основные направления работы
В педагогической деятельности мастера-педагога можно выделить два момента, на практике тесно связанные, переходящие один в другой: 1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, творчеству, своих знаний, умений, мастерства, приемов исполнительской работы; 2) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике. Педагогическое мастерство педагога проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, не только как педагога, но еще и как профессионального мастера, специалиста высокого уровня декоративно-прикладного искусства. Мастер-педагог на протяжении многих лет вырабатывает свою индивидуальную методику, выстраивает свою систему уроков, мероприятий, внедряет собственные новшества, учитывает реальные условия работы и различные категории учащихся. Чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.
Контакт педагога с учеником наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенностью их результатами, когда ученик увлечен все новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий Таким образом, современный педагог должен успевать идти в ногу со временем: обладать высоким профессионализмом творческим потенциалом, быть мобильным и готовым к восприятию инноваций, вовлекать их в различные виды своей деятельности, уметь действовать по-новому. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Без постоянного развития и учебы педагог не сможет участвовать в инновационном процессе.
Какие инновационные технологии может использовать мастер-педагог, обучающий и приобщающий учащихся декоративно-прикладному искусству? Для мастера-педагога инновационные технологии существуют как в педагогической деятельности, так и в творческой деятельности. Эти инновационные технологии решают разные задачи.
Некоторые инновационные технологии, которые могут быть использованы при приобщении детей и взрослых к ДПИ, в частности при организации их исследовательской и творческой проектной деятельности, направленные на развитие проектного мышления. Знание направлений, где можно находить и применить инновационные технологии при изготовлении художественно-значимых изделий, важно и для самого мастера-педагога.
В современном мире работа по возрождению и повышению интереса современного человека к декоративно-прикладному искусству как явлению культуры постепенно возрастает. Но возникает другая проблема – это сохранение традиционного национального ДПИ в новых современных условиях существования с одновременным применением новаторства в этой области. [11]
Важность сохранения народных традиций народной культуры этносов понимают все. Но возможно, то, какими способами передаются традиции через все стадии этногенеза, знают не все. Традиции в народном искусстве передаются как отпечатанный в памяти народа «образ мира» и каждый мастер – носитель этой народной памяти – передает его следующему поколению. Но вместе с тем творец-исполнитель неизбежно импровизировал, и в то же время строго придерживался рамок традиции [9]. Из этого следует, что традиции передаются из поколения в поколение тремя путями: 1) через реконструкцию старинных образцов изделий; 2) через инновационные технологии; 3) через трансформацию существующих стереотипов, т.е. традиции. Иначе говоря, новая норма всегда – трансформация старой. Только тогда культура живет и развивается [9]. Таким образом, традиция в народном искусстве и творчестве – это регулируемая народным сознанием система, в рамках которой происходит развитие народного искусства. И которая всегда неизбежно (иерофанически) трансформируется [19].
В настоящее время существует несколько направлений, где возможно применение инновационных технологий в области ДПИ. Они связаны с традициями и инновациями в декоративно-прикладном искусстве национальных культур.
Приобщение к традиционному белорусскому творчеству в первую очередь через практику, очень интересно. Своеобразный «Арт-микс» «Артинтеграция» современных материалов технологий и традиций позволяет ребенку познакомиться с различными видами декоративно-прикладного творчества и дизайна. Это возможность для детей, которые любят фантазировать, придумывать собственные проекты и создавать поделки, стильные штучки, украшения для себя и своего дома.
Для дальнейшего развития заданной темы методического объединения «Артинтеграция: традиции и современность»» планируются следующие проекты:
«Текстильные куклы в костюмах Приднепровья»
«Торба з малюнкам (шопперы с рисунком)». Пошив и роспись.
«Полевые цветы». Фоамиран, или искусство подражать природе.
«Картины и панно с элементами энкаустики».
"Кустодіі на паштоўках"
«В гости к птицам» Использование талаша для скульптурного моделирования».
В творческом процессе возможны новые темы проектов и плодотворное сотрудничество с отделом музыки и хореографии.
Тематика проектов:
Объединение по интересам «Криничка»
Педагог дополнительного образования Евменчикова О.В.
Название проекта: «Полевые цветы». Фоамиран, или искусство подражать природе.
Тип проекта: художественно-творческий.
Участники проекта: Евменчикова Анна, 13 лет, Давыдова Диана12, лет, Тавгень Юлия,14 лет
Сроки реализации проекта: Среднесрочный проект – в течение третьей четверти.
Цель проекта: Изготовить обручи из фоармирана с растениями, традиционно ассоциирующимися с Беларусью.
Задачи проекта
- Развить познавательный интерес, художественные и творческие способности у подростков;
- Интегрировать современный материал «фоармиран» в традиционный девичий головной убор;
- Разработать дизайн обруча;
- Разработать технологическую карту изготовления изделия.
Формы и методы реализации проекта. Теоретический метод исследования – анализ научной и специальной литературы по выбранной теме.
Важным аспектом является опора на эмоциональную сферу:
- Вызов заинтересованности в работе над проектом;
- Увлекательный, эмоциональный рассказ;
- Стимулирование положительных переживаний, связанных с результатом труда;
- Практические: показ приемов работы, индивидуальная работа учащихся.
Актуальность проекта Творческий проект «Цветы в веночке». представляет пример изготовления изделия, которое является не просто украшением, но и воплощает в себе традиции края, подчеркивая патриотизм и уважение к истории своего народа. Данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность. Готовые изделия можно использовать для сценических образов исполнителей.
Ресурсы проекта: Фоармиран, бульки, утюг ножницы, клей.
В последнее время декоративно-прикладное искусство обретает новую жизнь и становится особенно модным. Особым вниманием пользуется фоамиран. Создание изделий из этого материала целое направление в рукоделии. Люди стали больше ценить изделия, выполненные вручную, многие стараются проявить свою индивидуальность. Поэтому особым вниманием пользуется фоамиран. Создание изделий из этого материала целое направление в рукоделии. Фоамиран часто применяется для создания флористического декора, бижутерии и украшений.
Фоамиран – настоящая находка для педагогов и всех любителей творчества. Большая палитра цветов и возможность дополнительно окрашивать материал даёт практически неограниченные возможности его применения.
Цветы из фоамирана настолько похожи на живые, что невольно хочется поставить их в воду и любоваться. Такие «живые» островки гармонизируют пространство, а процесс их создания является удивительно релаксирующим занятием. Очень красивый и нежный веночек с полевыми цветами из фоамирана можно носить самим или использовать для сценических образов исполнителей.
Аб'яднанне па інтарэсах “ПОсіДелкі”
педагог дадатковай адукацыі Каваленка А. І.
Назва праекта:"Кустодіі на паштоўках"
Тып праекта: художественна-даследчы.
Метады, якія выкарыстаны ў праекце: збор інфармацыі па тэме праекта, у тым ліку на інтэрнэт рэсурсах, гутарка з Вольгай Бабурынай.
Формы прадстаўлення вынікаў праекта: афармленне матэрыялаў даследавання, стварэнне набору паштовак з выцінанкі -кустодиями і з выкарыстаннем лёну
Установы i арганізацыі, ва ўзаемадзеянні з якімі выконваецца праект: Грамадскае аб'яднанне магiлёўскiх рамеснiкаў «Шчырая Майстэрня», Установа культуры «Магілёўскі абласны метадычны цэнтр народнай творчасці і культурна-асветніцкай працы», бібліятэка-філіял № 4 імя М. Лермантава.
Тэрміны рэалізацыі праекта: 2021-2022 навучальны год.
Умовы эфектыўнасці:
- ужыванне разнастайнасці формаў і метадаў дзейнасці, што дазваляюць навучэнцам заняць становішча суб'ектаў сацыяльнай дзейнасці;
- арганізацыя ўзаемадзеяння з партнёрамі ў рамках рэалізацыі праекта.
Запланаваныя вынікі:
• пашырэнне ведаў вучняў аб традыцыйных беларускіх дэкаратыўна-прыкладных відах выцінанкі
• актывізацыя і развіццё творчага патэнцыялу вучняў;
• патрыятычнае і духоўна-маральнае выхаванне навучэнцаў праз іх далучэнне да каштоўнасцей беларускай культурнай спадчыны,
• стварэнне набору паштовак з выцінанкамі-кустодіямі і з выкарыстаннем лёну
Народ заўсёды выступаў сапраўдным творцам і носьбітам самабытных этнокультурологичных традыцый, якія ён беражліва захоўваў і клапатліва развіваў, перадаючы як сакральны дар у спадчыну сваім нашчадкам. Складаючыся з цягам часу ў зладжаную і гарманічную сістэму жыццёвых правілаў, маральных нормаў, прыярытэтаў, звычаяў, абрадаў, міфалагічных і мастацкіх вобразаў, працоўных навыкаў, народныя традыцыі служылі магутнай маральнай сілай, інтэлектуальным рэсурсам, што вызначала жыццяздольнасць народа і яго самабытнай культуры.
Выцінанка – адзін з відаў беларускага дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва, які адыгрывае значную ролю ў працэссе эстэтычнага і культуразгоднага развіцця вучняў.
Выцінанка – гэта ажурны ўзор, выразаны з белай, чорнай, або каляровайпаперы пры дапамозе нажніц ці нажа. Зарадзіўся гэты від дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва ў Кітаі, а развіццё атрымаў у сувязі з удасканальваннем папяровай вытворчасці.
Для беларускай выцінанкі характэрны простыя кампазіцыі на аснове геаметрычных, раслінных, зааморфных і рэдка прадметных матываў. Выцінанку шырока выкарыстоўвалі ў побыце. Ёй упрыгожвалі вокны, сцены, паліцы, столь і покуць (“кут”). Кожны год выцінанку абнаўлялі, звычайна да Вялікадня. З развіццём лёгкай прамысловасці выцінанку наогул замяніў тэкстыль. Апошні перыяд росквіту выцінанкі прыпадае на першае дзесяцігоддзе пасля вайны. Потым мастацтва выцінанкі зноў было ў заняпадзе. Зараз можна назіраць аднаўленне гэтага віда беларускага дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва. Выцінанка набыла сучаснае “гучанне”, але не згубіла і традыцыйныя рысы.
Многія майстры выцінанкі сцвярджаюць, што сапраўдныя творы могуць атрымацца толькі тады, калі не ведаеш, што вырежешь ў наступнае імгненне, а дзейнічаеш інтуітыўна, па прынцыпе "як рука павядзе".
Педагог дополнительного образования Старостенко М. В.
Объединение по интересам «Отражение»
Название проекта «Торбы з малюнкамі (шопперы с рисунком)». Пошив и роспись.
Тип проекта: художественно-творческий.
Участники проекта: средняя группа объединения 11-12 лет
Сроки реализации проекта: Среднесрочный проект – вторая четверть
Цель проекта: Разработать и изготовить сумку-шоппер своими руками
Задачи проекта:
- Развить познавательный интерес, художественные и творческие способности у подростков;
- выполнить дизайн анализ
- выбрать материал для изготовления и модель сумки
- выбрать технологию изготовления
- приобрести все необходимые материалы для изготовления
- разработать технологическую карту и по ней изготовить изделие
Актуальность проекта заключается в том, что: во-первых, решается мировая проблема экологии. Многие компании и люди отказались от пластиковых продуктов и поменяли их на эко, пластиковые пакеты одна из главных проблем разрушения экологии и поэтому сшить сумку-Шоппер чтобы хоть как-то помочь решить проблему с экологией и подарить хорошую сумку сделанную своими руками, которая будет служить долго и будет занимать мало места, которая пригодится в разных ситуациях.
«Сумка-шоппер – это объемная и вместительная сумка, обладающая свободной, чаще всего прямоугольной или трапециевидной формой с длинными ручками и предназначенная для переноса большого количества вещей».
У экосумки богатая история, но статус тренда современности она обрела сравнительно недавно. Сегодня классические авоськи, джутовые или хлопковые сумки с нескучными принтами можно встретить не только в масс-маркете, но и в коллекциях всемирно известных дизайнеров. Мы же создадим свои
Педагог дополнительного образования Романова Е. В.
Объединение по интересам «Умелые ручки»
Название проекта: «В гости к птицам» Использование талаша для скульптурного моделирования.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: Воспитанники средней группы объединения по интересам «Умелые ручки» 10-12 лет.
Сроки реализации проекта: долгосрочный проект – в течение учебного года.
Цель проекта: Познакомить детей с разнообразием птиц Беларуси. Изготовить из талаша фигурки птиц.
Задачи проекта
- Развить познавательный интерес, художественные и творческие способности у детей;
- Формировать расширять и углублять знания учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества Беларуси.
- Формировать у детей обобщённое представление о птицах
Формы и методы реализации проекта. Теоретический метод исследования – анализ научной и специальной литературы по теме.
Познавательно-творческий проект предполагает не только создание предметов прикладного искусства, но и изучение объектов живой природы (птиц)
Актуальность проекта. Наблюдение за птицами – это способ лучше узнать место, где ты живешь. Использование нетрадиционных для Беларуси материалов в современных тенденциях. Возможность развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
Формы представления результатов проекта: оформление материалов исследования, проведение познавательных занятий и мастер классов по теме «Использование талаша на занятиях ДПИ» в группах объединения по интересам «Умелые ручки» и педагогами художественного отдела. Художественное изделие в виде выставочных и подарочных работ.
Материалы: Талаш. Льняные нити. Льняной жгут. Ножницы. Бусины, швензы, леска. Круглогубцы. Степлер. Контейнер для запаренного талаша, Контейнеры для деталей. Утюг.
Сейчас не каждый знает, что талаш – это листья, расположенные вокруг початка кукурузы. Из этого удивительного природного материала в старину плели кошелки, сундуки, сумки, коврики, шляпки и многое другое. Мы же решили использовать его в декорировании объемных фигурок птиц. Почему птиц? Почему из всех живых существ именно птицы стали особо важными персонами? Все просто: птиц можно наблюдать в любом месте и в любое время суток, куда бы ты ни поехал или поехала. А птиц своей республики знать просто обязательно.
Объединение по интересам «Акварелька»
Педагог дополнительного образования Семёнова О.Г.
Тема: «Картины и панно с элементами энкаустики».
Тип проекта: познавательно-творческий проект.
Участники: учащееся объединения по интересам «Акварелька» 10-15 лет
Интеграция образовательных областей: Изобразительное искусство.
Сроки реализации проекта: 2021-2022 уч. год
Цель: создание творческих работ с элементами энкаустики для декорирования современного интерьера.
Задачи:
-познакомить с особенностями техники «Энкаустика», историей развития, освоить приемы работы.
- развивать творческие способности учащихся путем создания работ в технике «Энкаустика»;
-воспитывать чувство вкуса при подборе работ для современного интерьера.
Методы, использованные в проекте: информационно-поисковые, практические.
Актуальность данного проекта заключается в том, что участники знакомясь с искусством росписи в технике «Энкаустика», осваивая приемы, учатся использовать элементы энкаустики в своих работах, соединять уже известные техники изобразительного искусства с новыми. Проект позволяет вовлечь учащихся в созидательную творческую деятельность, создать серию работ с элементами энкаустики для декорирования современного интерьера.
Материалы и оборудование: литература, информационные Интернет-ресурсы, фото работ в технике «энкаустика», утюг, выжигатель, маркеры, восковые мелки, бумага для эскизов, для фона, краски акварельные, акриловые, гуашь, кисти, простые карандаши, рамы для оформления работ.
Энкаустика – в прямом смысле зажигательная техника рисования горячим воском, при которой вместо кисти используется утюг и паяльник. Выполненные подобным образом работы отличаются цветовой насыщенностью, контрастностью, выраженной текстурой и высокой стойкостью к воздействию влажности и света. Изображения можно создавать на холсте, бумаге, картоне, фанере, мраморе, доске и других материалах.
Литература и информационные ресурсы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. No 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2015/.../ koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г – Режим доступа: http://nmo.basnet.by/concept/nac-strategists.php
4. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. No 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../1_polog.doc.
5. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016 – 2020 годы (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. No 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.
6. Постановление Совета Министров от 28.03.2016 № 250 Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] //Официальный сайт Правительства Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/solutions/2450
7. Аляхновіч, А.М., Сучкоў, І.І. Методыка асваення фальклорнай спадчыны. / А.М. Аляхновіч, І.І. Сучкоў // Дапаможнік для фальклорна-этнаграфічных калектываў. – Мінск, 1998.
8. Беларуская народная творчасць / АН Беларусі. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мінск: Навука і тэхніка, 2007.
9. Беларускі фальклор. Энцыклапедыя. У 2 т. - Мн.: БелЭН, 2005
10. Богатырев П.Г. К вопросу о сравнительном изучении народного словесного, изобразительного и хореографического искусства у славян // Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. С.394-395.
11. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно- методическое пособие /Под. ред. Т.Я.Шпикаловой - М., 2000.
12 Жиркова Л. П. Инновационные технологии и мастерство педагога в декоративно-прикладном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 73–77. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770157.htm.
13. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения/ С.С. Кашлев – МН.: Белорусский верасень, 2005. –196 с.
14. Кононова С.В. Инновационные подходы к организации культурно-досуговой деятельности в области декоративно-прикладного искусства //Международный двуязычный журнал "Путь науки" №7, сентябрь 2014г.
15. Котович О, Крук Я. Золотые правила народной культуры / О. Котович Я Крук – «Адукацыя і выхаванне» 2010 – 592
16. Народная культура Беларусі: энц. даведнік. /пад.рэд. В.С. Цітова. – Мінск: БелЭн, 2002. – 432 с.
17. Сахута ЯМ. Фарбы роднай зямлі / ЯМ Сахута – Мн., 1985.
18. Педагогические ориентиры: нормативные, информационно-методические материалы. Выпуск 8 / сост.: С.А. Бондарева [и др.] – Минск: НЦХТДМ, 2018. – 152 с.
19. Педагогические ориентиры: инструктивно-методические материалы. Выпуск 1 / О.А. Клецова, И.П. Шевченко; под общ. Ред. Н.В. Васильченко. – Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Минск, 2013. – 48 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Объединение по интересам «Криничка»
Педагог дополнительного образования Евменчикова О.В.
Проект «Полевые цветы». Фоамиран, или искусство подражать природе.
Аб'яднанне па інтарэсах “ПОсіДелкі”
педагог дадатковай адукацыі Каваленка А. І.
Праект "Кустодіі на паштоўках"
Объединение по интересам «Отражение»
Педагог дополнительного образования Старостенко М. В.
Проект «Торбы з малюнкамі (шопперы с рисунком)». Пошив и роспись.
Объединение по интересам «Умелые ручки»
Педагог дополнительного образования Романова Е. В.
Объединение по интересам «Акварелька»
Педагог дополнительного образования Семёнова О.Г.
Проект: «Картины и панно с элементами энкаустики».
№ п/п |
Тема встреч |
Форма проведения |
Дата |
1. |
Организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности по реализации проекта |
методическое объединение |
август |
2. |
Совещание «Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году» |
круглый стол |
сентябрь |
Семинар-практикум «Развитие конструктивного взаимодействия учащихся и педагогов в условиях совместной интеллектуально-творческой деятельности» |
методическое объединение |
октябрь |
|
4. |
Республиканский научно-практический семинар «Историческая память в воспитании и творческом развитии детей: образовательные практики и опыт региона» |
семинар |
октябрь |
5. |
Семинар-практикум «Профессиональная компетентность педагога как основа для развития нравственной, эмоциональной, эстетической сферы личности учащегося средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества» |
семинар-практикум |
декабрь |
6. |
Участие в методических мероприятиях различного уровня (в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников и в соответствии с календарем республиканских мероприятий) |
трансляция инновационного педагогического опыта |
в течение года |
7. |
Семинар «Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей и молодежи – современные тенденции и перспективы развития» |
семинар |
январь |
8. |
Мониторинг социальной и творческой активности, работы над проектами в объединениях по интересам |
методическое объединение |
февраль |
9. |
Работа над проектами в объединениях по интересам: систематизация материала, оформление |
проекты |
март-апрель |
10. |
Анализ результативности деятельности в ходе реализации проекта «Артинтеграция. Традиции и современность» |
анализ |
май |
11. |
Творческая встреча «Представление результатов работы по реализации проекта «Артинтеграция. Традиции и современность» |
круглый стол |
май |