Белорусский орнамент. Квест-игра
Авторы: Семенова О.Г., педагог дополнительного образования; Ковалева Н.Г., методист
Для познавательного изучения национальной культуры в необычной форме был адаптирован материал о Беларуси (быт, природа, этнография) к возрастным особенностям учащихся и разработан сценарий квест-игры «Белорусский орнамент». Сюжет квест-игры: путешествие по маршрутному листу с выполнением заданий, рассказывающих о природе, культуре, символике Беларуси. Ребята должны помочь портному сшить красивый белорусский наряд с орнаментом. Для этого необходимо выполнить ряд заданий и собрать элементы орнамента для портного. Конечный результат игры зависит от общих усилий.
Подготовительная работа: накануне изучена литература по белорусскому орнаменту; подготовлена информация для ознакомления учащихся с историей орнамента, цветами и символами белорусского орнамента, составлено письмо, маршрутный лист-карта, задания.
Сценарий квест-игры «Белорусский орнамент» адресуется педагогическим работникам, связанным с воспитательными функциями.
Сценарий
Цель: создание условий для приобщения детей к национальным традициям Беларуси, развития их познавательных способностей через активную деятельность при проведении квеста.
Возраст участников: 8-11 лет.
Оборудование и материалы: физическая карта Беларуси, фотографии города, «письмо от Портного», материалы для каждой остановки, лапти, заготовки силуэтов платьев (костюмов), краски, кисти, музыкальный ряд (песни «Белый аист» музыка: А. Пахмутовой, слова: Н. Добронравова; Песня моя – Беларусь» музыка и слова А. Ярмоленко).
Ход игры
Организационное начало
Звучит песня «Белый аист»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Беларусью, ее обычаями и традициями.
Есть на земле молодая страна Беларусь зовется она.
Здесь дружно и весело люди живут и в гости людей всего мира зовут!
Стук в дверь, входит почтальон, передает педагогу письмо.
Педагог: Ребята, как вы думаете, от кого может быть это письмо?
Давайте прочитаем: «Дорогие ребята, пишет вам портной из города М, мне заказали сшить красивый белорусский наряд на праздник, но я, к сожалению, забыл, чем известна и особенна Беларусь, как эти особенности отражаются в орнаменте и белорусском узоре, помогите мне, пожалуйста, вспомнить! Для этого вам нужно отправиться в путешествие и правильно выполнить все задания. За каждое задание вы будете получать фрагмент орнамента, а в конце путешествия сможете сложить его целиком. В помощь вам высылаю карту (маршрутный лист)».
Педагог: Ребята, а что вы знаете о белорусском орнаменте? Орнамент – это не просто красивые рисунки, которые украшают вышивку. К каждому символу есть свое обозначение, которое отражает его суть. Несет в себе смысловую нагрузку. Большое дерево символизирует бессмертие и вечность. Символ, напоминающий масленицу, называется Житняя Баба, и он несет в себе плодородие. Ромб в ромбе – пробуждение природы весной. Есть символ матери и девушки березы. Символ, который защищает детей. Символ для крепкой семьи (такие вышивали на свадебных рушниках). А для любви в белорусском орнаменте есть не один символ, а целых четыре. Педагог с ребятами изучает маршрутный лист и предлагает отправиться в путь.
Педагог: Начинаем путешествие от доски с изображением карты Беларуси, с фотографиями городов. Вопросы учащимся:
Как называется столица Беларуси? Какие областные города вы знаете?
В каком городе мы живем? В каких городах вы бывали?..
Остановка путешествия «Собери картинку»
Педагог: Ребята, вы уже знаете, что у Беларуси, как у каждой страны имеется государственный флаг, герб и гимн. Сейчас мы разделимся на две команды, каждая команда получает конверт с картинками. Первой команде нужно собрать изображение герба, второй команде – изображение флага.
После того, как собрали, ребята вместе с педагогом вспоминают, что обозначают цвета на флаге, гербе: Что означает каждый цвет на флаге? Что означают символы на гербе и флаге Беларуси?
Педагог: Молодцы, ребята, с заданием справились, вот вам первый фрагмент орнамента! Далее учащиеся по маршрутному листу приходят к мини-сушке «фотографии родного города».
Остановка путешествия «Определи город и его достопримечательности»
Педагог: Ребята, вы уже знаете, что в Беларуси шесть областных городов. Перед вами фото-сушка. Я предлагаю вам объединиться и изучить фотографии. Задание: какому городу принадлежать эти архитектурные достопримечательности? Что на них изображено? (г. Могилев)
Педагог: Молодцы, с заданием справились, вот вам второй фрагмент орнамента! Далее по маршрутному листу учащиеся приходят к мини-музею «Белорусское подворье».
Остановка путешествия «Засели подворье»
Педагог: Карта привела нас к белорусскому дворику, я предлагаю вам вспомнить, какие домашние животные разводят в Беларуси и заселить ими подворье. Для этого картинки с изображением силуэта животного, а также фигуры разных животных. Определяете фигурку и ставите во двор.
Участники за выполненное задание получают третий фрагмент.
Остановка путешествия «Поиграй-ка»
Педагог: Мы с вами знаем много игр, а сегодня поиграем в белорусскую игру «Михасик». Правила игры: по кругу ставятся пары «лаптей», меньше на одну, чем участников игры. Участники располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, лапаточки обувай, обувай!». После этих слов участники останавливаются и стараются быстрее «обуть лапти». Оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется один участник. Он получает фрагмент орнамента.
Остановка путешествия «Угадай-ка»
Карта приводит в музыкальный уголок, в котором разложены национальные музыкальные белорусские инструменты (можно фотографии разложить или развесить). Участники отгадывают загадки про музыкальные инструменты:
1 У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет – если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян голосистый мой…(Баян)
2 На ремне в рядок висим, сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает четко звонкий инструмент… (Трещотка)
3 Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею. (Балалайка)
4 Деревянные сестрички, дуг о друженьку стучат,
Всю округу веселят. (Ложки)
После ответов дети получают пятый фрагмент орнамента.
Остановка путешествия «Четвертый лишний»
Педагог: Вспомним национальные блюда и продукты питания Беларуси. На столе у вас находятся карточки с изображением блюд, продуктов, вам нужно определить, что здесь лишнее и зачеркнуть. Молодцы, справились с заданием, вот вам последний фрагмент орнамента. Сейчас мы попробуем сложить фрагменты воедино, чтобы получился узор. Вот такой красивый узор у нас получился.
Заключительная часть «Укрась платье»
Педагог: Предлагаю освоить профессию дизайнера-портного и украсить платье (костюм) с использованием знаний о белорусском орнаменте, это будет подсказка для портного.
Участники мероприятия выполняют задание.
Подведение итогов. Участники оформляют выставку работ.
Фотоматериалы к квест-игре