- Сколько существует людей – столько и мнений. У каждого человека есть свое более или менее четкое представление о том, как растить детей и какие методы применять при этом. Большинство из этих методов основываются на личном примере воспитания, который применялся их родителями на них же самих, остальные – личное выбор родителя, который считает, что «так будет лучше» и «только так можно воспитать гения, настоящего мужчину, успешного в будущем ребенка».
- Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
- А ведь душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознаниие и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел…» и т. д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» – хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.
- Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя исвои силы. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
- Негативные установки:
- – «Сильные люди не плачут»;
- – «Думай только о себе, не жалей никого»;
- – «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)»;
- – «Дурачок ты мой!»;
- – «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!»;
- – «Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...»;
- – «Не будешь слушаться – заболеешь!»;
- – «Яблоко от яблоньки недалеко падает»;
- – «Сколько сил мы тебе отдали, а ты...»;
- – «Не твоего ума дело...»;
- – «Бог тебя накажет!..»;
- – «Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет»;
- – «Не верь никому, тебя обманут!..»;
- – «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»;
- – «Ты всегда это делаешь хуже других...»;
- – «Ты всегда будешь грязнулей!»;
- – «Женщина глупее мужчины...»;
- – «Ты плохой!»;
- – «Будешь букой - один останешься»;
- – «Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки...».
- Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
- Позитивные установки
- – «Поплачь - легче будет»;
- – «Сколько отдашь - столько и получишь»;
- – «Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»
- – В тебе все прекрасно...»;
- – «Какое счастье, что ты у нас есть!»;
- – «Каждый сам выбирает свой путь»
- – «Ты всегда будешь здоров!»;
- – «Что посеешь, то и пожнешь»;
- – «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя»;
- – «Твое мнение всем интересно»;
- – «Бог любит тебя!»;
- – «Кушай на здоровье!»
- – «Выбирай себе друзей сам...»
- – «Как ты относишься к людям, так и они к тебе»;
- – «Как аукнется, так и откликнется»;
- – «Каждый может ошибаться! Попробуй еще!»;
- – «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!»;
- – «Чистота - залог здоровья»;
- – «Все зависит от человека...»;
- – «Я тебя люблю любого...»;
- – «Люби себя и другие тебя полюбят»;
- – «Все в этой жизни зависит от тебя».
- Как часто вы говорите детям...
- – «Я сейчас занят(а)...»;
- – «Посмотри, что ты натворил!»;
- – «Это надо делать не так...»;
- – «Неправильно!»;
- – «Когда же ты научишься?»;
- – «Сколько раз я тебе говорила!»;
- – «Нет! Я не могу!»;
- – «Ты сведешь меня с ума!»;
- – «Что бы ты без меня делал!»;
- – «Вечно ты во все лезешь!»;
- – «Уйди от меня!»;
- – «Встань в угол!».
- Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка,и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
- Эти слова ласкают душу ребенка
- – «Ты самый любимый!»;
- – «Ты очень многое можешь!»;
- – «Спасибо!»;
- – «Что бы мы без тебя делали?!»;
- – Иди ко мне!»;
- – «Садись с нами!..»;
- – «Я помогу тебе...»
- – «Я радуюсь твоим успехам!»;
- – «Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.»;
- – «Расскажи мне, что с тобой...»;
- Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…
Советы психолога
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 6661