- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 196
В рамках осенних каникул в студии «ПосиДелки» прошел мастер-класс «Божья коровка».🐞
Мальчишки и девчонки проявили творчество и фантазию. Божьи коровки, которые ребята сделали своими руками, получились яркими и красивыми. 🍁🍂
Педагог Коваленко Оксана Ивановна
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 197
В рамках осенних каникул с 28 октября по 1 ноября в ГУДО «ЦТДМ «Агат» г.Могилева» для детей прошел ряд интересных, познавательных и увлекательных мероприятий, веселых игр, интересных мастер-классов.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 206
24 октября образцовый хореографический ансамбль «Кужалек» принял участие в концертной программе «Дожинки-2024», посвященная итогам отраслевых соревнований по уборке урожая зерновых, зернобобовых культур и рапса среди сельскохозяйственных филиалов организаций, входящих в состав Минэнерго в г.Могилеве.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 163
25 октября образцовый хореографический ансамбль «Кужалек» ГУДО «ЦТДМ «Агат» г.Могилева» приехали в город Жлобин, чтобы в первую очередь выступить на масштабном концерте «Время выбрало нас» в ледовом дворце, в рамках республиканской общественно-культурной акции «Марафон единства», но перед репетициями у ребят появилась возможность посетить мемориальный комплекс «Детям - жертвам Великой Отечественной войны» в агрогородке Красный Берег. В годы войны здесь был организован сборный пункт, куда привозили детей из Гомельской, Могилевской областей и даже из близлежащих деревень России. В одном из его помещений немецкие врачи обследовали детей, определяли группу крови и резус-фактор. Тех, кто подходил по медицинским требованиям, отправляли в Германию, где у них забирали кровь для солдат рейха или отправляли на принудительные работы.Общаясь с журналистами,юные артисты признаются: про Великую Отечественную войну знают немало. Но даже не думали, что детям на ней было так тяжело.
Этот визит стал важной частью марафона, подчеркивая значимость памяти и единства в нашем обществе, напоминая всем о важности сохранения исторической памяти.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 192
В рамках осенних каникул учащиеся студии «ПосиДелки» вместе с педагогом посетили кинотеатр «Родина». Ребята получили массу положительных впечатлений.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 416
Анализ
деятельности опорной методической площадки (ОМП)
ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева» (2023/2024 гг.)
Инновационная область «Развитие эффективного педагогического опыта и современных практик дополнительного образования детей и молодежи»
Тема ОМП: «Формирование разносторонней личности средствами социального и художественного творчества»
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, рационального использования их творческого потенциала, обобщения и трансляции актуального педагогического опыта осуществлялась инновационная деятельность в форме реализации долгосрочного проекта «Артинтеграция: традиции и современность».
Приоритетными направлениями работы ОМП в 2023/2024 стали образовательно -методическая и организационно-практическая деятельность, которые включали следующие аспекты: изучение истории и культуры своего народа; идентификация истории и культуры с современностью; конструктивная деятельность по этнокультурному воспитанию детей и учащейся молодежи; повышение профессиональной компетентности педагогических кадров; распространение и продвижение инновационного опыта по этнокультурному воспитанию учащихся объединений по интересам художественного профиля; оказание целенаправленной информационной и методической поддержки педагогам в проектной деятельности, использовании имеющегося инновационного опыта в практике работы.
С целью создания условий для реализации проекта «Артинтеграция: традиции и современность» на протяжении 2023-2024 учебного года осуществлялась образовательно-методическая деятельность по повышению профессиональной компетенции педагогических работников. В рамках которой было организовано и проведено 10 образовательно-методических мероприятий различного уровня, в которых приняло участие 235 педагогических работников, в том числе:
семинар-консультация для педагогов доп. образования г. Могилева «Сохранение и трансляция региональных традиций народного творчества по средствам работы объединений по интересам» (13.06.2023, областной уровень, 45 участников);
круглый стол «Организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности по реализации проекта» (06.09.2023, внутриучрежденческий уровень, 12 участников);
совещание «Актуальные вопросы развития системы дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году» (20.09.2023, внутриучрежденческий уровень, 42 участника);
методическое объединение педагогов художественного отдела «Развитие конструктивного взаимодействия учащихся и педагогов в условиях совместной творческой деятельности» (05.10.2023, внутриучрежденческий уровень, 18 участников);
семинар-практикум «Профессиональная компетентность педагога как основа для развития нравственной, эмоциональной, эстетической сферы личности учащегося средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества» (11.12.2023, 25 участников);
семинар «Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей и молодежи – современные тенденции и перспективы развития» (17.01.2024, внутриучрежденческий уровень, 18 участников);
мастер-класс «Формирование исследовательской компетенции учащихся средствами художественного и декоративно-прикладного творчества» (14.02.2024, 23 участников, https://agatmogilev.by/2-uncategorised/695);
семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся» (13.03.2024, районный, 15 участников, https://agatmogilev.by/2-uncategorised/696);
творческая встреча «Представление результатов работы по реализации проекта «Артинтеграция. Традиции и современность» (07.05.2024, внутриучрежденческий уровень, 18 участников);
городской семинар «Семейное и гендерное воспитание в условиях УДО». В рамках семинара проведен мастер-класс, на котором участники семинара изготавливали сувениры с белорусскими мотивами на современный лад. (16.05.2024, городской уровень, 19 участников).
С целью трансляции передового опыта педагогические работники, участники проекта продуктивно и результативно представляли свой инновационный опыт в рамках методических мероприятий педагогической направленности областного, республиканского и международного уровня. Всего 13 выступлений, в том числе:
VI Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» (Н.Г. Ковалева), (международный уровень, г. Могилев, МГОИРО, 24.10.2023);
VIII Международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»: «Народное декоративно-прикладное искусство: от истоков к современности»
(М.В.Старостенко), (международный уровень, г. Могилев, 20.03.2024);
IV Республиканский педагогический форум «Патрыятычнае выхаванне навучэнцаў праз стварэнне этнакультурнага асяроддзя: педагагічны вопыт і выхаваўчыя практыкі ў сістэме дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі» (Н.Г. Ковалева и О. Г.Семенова), (республиканский уровень, г. Минск, АПО, 25.04.2024);
республиканский семинар «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков: инновации и педагогическое творчество в обеспечении качества образования» (Н.Г. Ковалева), (республиканский уровень, г. Минск, АПО, 18.04.2024);
республиканский научно-практический семинар «Историческая память в воспитании и творческом развитии детей: образовательные практики и опыт региона» (республиканский уровень, г. Минск, АПО,15.10.2023);
республиканская декада методических мероприятий «Семейное и гендерное воспитание учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи»: «Мастер-класс по изготовлению открытки ко дню семьи» (Н.Г.Ковалева, О.С.Шкрыль), «Маляванка. Животные и птицы» (О.Г.Семенова) (республиканский уровень, г. Минск, НЦХТДиМ, 06.03.2024);
методическая неделя «Ярмарка инновационного опыта: интересно, необычно, результативно»: копилка планов-конспектов учебных занятий по декоративно-прикладному творчеству «Народные традиции и декоративно-прикладные ремесла. Текстиль и пряжа» (М.В.Старостенко), мастер-классы «Традиции и современность» по изготовлению аксессуаров с белорусским орнаментом» (А.С.Кожуленко, О.Г.Семенова), (областной уровень, г. Могилев, МГОИРО, 25.04.2024);
VII Методический фестиваль «Инновации в образовании Могилевской области в интересах реализации стратегии устойчивого развития»: «Мастер-класс «Сохранение и трансляция народного наследия белорусов» (Н.Г.Ковалева), мастер-классы «Традиции и современность» (О.В.Евменчикова, О.И.Коваленко), творческая мастерская равного обучения «Времен связующая нить» (М.В.Старостенко) (областной уровень, г. Могилев, МГОИРО, 25.04.2024);
областной семинар «Опорная методическая площадка – ресурс инновационных практик в системе сопровождения гражданско-патриотического воспитания учреждений дополнительного образования детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы»: доклад «Развитие творческого потенциала учащихся посредством этнокультурных традиций и гражданско-патриотического воспитания в образовательной практике» (М.В.Старостенко) (областной уровень, ГУДО «МОЦТ», 28.05.2024).
Итоговым и наиболее значимым мероприятием стала презентация опыта деятельности опорной методической площадки Центра в рамках республиканской научно-методической секции руководителей методических служб по теме «Региональные практики с педагогическими кадрами: опыт, инновации» (республиканский, 20.06.2024) и др.
Также распространение, обобщение и трансляция актуального педагогического опыта и продвижение инновационных практик осуществлялось путем публикаций в информационно-методических (педагогических, предметных) изданиях, сборниках научно-практических конференций, на предметных сайтах и в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение). Всего было опубликовано 32 методических материала, в том числе:
Инклюзивная выставка «Моей страны удивительный мир» в центральной городской библиотеке им.К.Маркса https://youtu.be/4Y8QhWl0ZnA?si=WzLZAm3qxNv0aVY Телеканал "Беларусь 4" Могилев" Mogilev TV от 01.06.2024;
план-конспект занятия «Натюрморт - предметный мир» учебно-методические материалы на сайте педагогический портал РБ www.pedportal.by 2024год (02.2024г.);
круглый стол: Знакомство с белорусским народным творчеством Конспекты уроков: международный каталог для учителей, преподавателей и студентов. Адрес публикации: https://конспекты-уроков.рф/other|varla \file\117632- 04.12.23;
конспект занятия: «Новогодняя елка из пряжи» международный образовательный сайт «Презентации»: международный каталог для учителей, преподавателей и студентов. Адрес публикации на сайте: https:// edupres.ru/№ Е 55671 от 14.12.2023;
конспект занятия: Работа с бытовым материалом. Шкатулка на картонной основе. Декор бумагой Публикации учебного материала на сайте: образовательный портал «Знанио» Конспекты уроков: международный каталог для учителей, преподавателей и студентов адрес публикации: https:// znanio.ru /Свидетельство №МП 2913554 от 20.03.2024;
мастер-класс: «Беларускі народны роспіс па шкле Магілёўскія матывы». (14.03.2024).сетевойСМИ:ng-press.by https://ng-press.by/category/dopolnitelnoe-obrazovanie/
мастер-класс: Маляванка. Животные и птицы информационно-методические материалы в рамках республиканской декады методических мероприятий «Семейное и гендерное воспитание учащихся в условиях УДОДиМ» сайт: УО«НЦХТДиМ»
https://drive.google.com/drive/d/folders\19ucotkzm_ldTC7MovbBYQulfylU;
мастер-класс «Сохранение и трансляция народного наследия белорусов», сборник материалов VIII Методического фестиваля «Инновации в образовании Могилевской области в интересах реализации стратегии устойчивого развития», рубрика «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся» (МГОИРО) 20.03.2024 ;
«Современные формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и молодежи с семьями учащихся» сайт: УО«НЦХТДиМ»
https://drive.google.com/drive/folders/19ucotkzm_ldTCv7MovbByQuIfylU_tOL;
«Взаимодействие учреждения дополнительного образования с семьями учащихся в рамках инновационного проекта» сайт: УО«НЦХТДиМ»
https://docs.google.com/document/d/1dstwTN10dJBWIvvTaVrP5YeSsydas3dV/edit и др.
Организационно-практическая (проектная деятельность) была направлена на приобщение учащихся объединений по интересам к национальной художественной культуре и к культуре родного края через создание условий обогащения опыта творческой самореализации в различных видах исследовательской, творческой и художественно-краеведческой деятельности в рамках мультпроекта «Артинтеграция: традиции и современность»
В результате деятельности которой были разработаны и реализованы ряд исследовательских, художественно-творческих подпроектов: «Текстильные куклы в костюмах Приднепровья», «Чарующее преображение стекла: от традиций белорусской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций», «Картины и панно с элементами энкаустики» и другие. Всего 12 подпроектов, в том числе:
исследовательские творческие проекты «В гости к птицам. Использование талаша для скульптурного моделирования» и «Талашовыя iгрушкі: лялькi, конiкi i птушкi» (Старостенко М.В. и Романова Е.В.);
проект «Чарующее преображение стекла: от традиций белорусской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций», в рамках которогоучащиеся знакомились с особенностями белоруской национальной росписи по стеклу;
проект «Кустодіі на паштоўках. Выцінанка» в рамках которого учащиеся обучились самому древнему на Беларуси виду искусства – вытинанке;
исследовательский проект «Я па гарбаце не сумую, скрыпень я прыгатую», дадатак «Забытыя рэцэпты»;
мини-проект «Лекавыя расліны ў народнай медыцыне беларусаў» и фотопроект «Зёлкі»;
в рамках проекта «Совместная деятельность детей и родителей по созданию серии работ в технике белорусской росписи «Маляванка. Животные и птицы родного края», учащиеся приобщались к национальным традициям и истории Могилевского региона.
Результативно и продуктивно участие педагогических работников ( 20 дипломов) и учащихся художественного отдела (164 диплома) в конкурсах и выставках. Всего более 184 дипломов в том числе:
III Республиканский фестиваль-конкурс исследовательских проектов учащихся «Нашчадкi традыцый»: диплом (Старостенко М.В.);
VII Республиканский смотр-конкурс детского творчества «Здравствуй, мир!»: диплом (Маркова И.М.);
международная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Романтика осени», диплом II степени (Старостенко М.В.);
XIV Традиционный праздник фольклора и ремесел в Витославлицах. (Великий Новгород) диплом II степени, диплом участника (Старостенко М.В.);
республиканская дистанционная интернет-панорама «Формирование национально - культурной идентичности учащихся посредством развития воспитательного потенциала учреждения образования»: сертификат участника (Старостенко М.В.);
областной этап республиканского конкурса образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического, туристического, краеведческого, военно-патриотического профилей -диплом II степени (Старостенко М.В.);
областной этап республиканской экологической акции «Сцяжынами Бацькаушчыны»: диплом III степени (Ластовкина Софья, Старостенко М.В.);
областной конкурс методических разработок педагогических работников «Гражданско-патриотическое воспитание: теоретико-методологические основы и эффективные инновационные практики»: дипломы III степени, диплом II степени (Ковалева Н.Г.,Старостенко М.В.);
областной конкурс методических разработок «Будущее начинается сегодня» (Интеграция эколого-биологической деятельности и декоративно прикладного творчества на занятиях объединения по интересам для формирования позиции обучающихся): диплом II степени (Старостенко М.В.);
областной этап республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященной Году исторической памяти: диплом III степени (Ковалева Н.Г., Старостенко М.В.);
областной этап республиканской выставки-конкурса «Лед. Цветы. Фантазии»: диплом III степени;
областной этап III республиканского фестиваля-конкурса исследовательских проектов учащихся «Нашчадкi традыцый»: диплом I степени (Романова Е.В., Старостенко М.В.);
областной этап республиканского конкурса «Капитал места»: диплом III степени;
областной этап Республиканской выставки- конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная Зорка»: диплом III степени (Маркова И.М);
городской этап XXVI Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка» - диплом I степени; диплом II степени;
городской конкурс-выставка «Зимние сны древнего города»- 2 диплома II степени;
городской этап выставки-конкурса «Магiлеуская скарбонка» - диплом I степени и др.
Реализация проекта «Артинтеграция: традиции и современность» осуществлялась посредством разработки и издании методической продукции.
Разработанные актуальные практические материалы опубликованы на сайте учреждения в разделе «методические материалы». Всего 8 методических материалов, в том числе:
Творческий проект «Совместная деятельность детей и родителей по созданию серии работ в технике белорусской росписи «Маляванка. Животные и птицы родного края»;
Мастер-класс «Белорусская роспись. Роспись по дереву, особенность могилевского региона. Роспись деревянной подставки под мобильный телефон»;
Мастер класс: Белорусская народная роспись по стеклу «Могилевские
мотивы»;
Исследовательский проект «Дзікарослыя і лекавыя расліны ў побыце беларусаў»;
Информационно-методическая папка «Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся через интеграцию эколого-биологической деятельности и декоративно прикладного творчества на занятиях объединения по интересам» https://disk.yandex.ru/i/O7FvBDj-L9KCgg;
Сборник мастер-классов «Сохраняя ремесленные традиции родного края» https://disk.yandex.ru/i/rLftx6Z3GiVw7w;
Творческий проект «Чарующее преображение стекла: от традиций белоруской народной декоративной росписи по стеклу до современных тенденций» https://disk.yandex.ru/i/wAQNbnPwG2UiVA;
Сборник практических материалов «Гісторыя. Традыцыі. Сучаснасць» https://disk.yandex.ru/i/MSfVMu3M7niFjg
Таким образом, показателями эффективности функционирования опорной методической площадки в учреждении являются:
Повышение инновационного потенциала педагогических работников учреждения (художественного отдела), активизация проектной и исследовательской деятельности– более 12 подпроектов.
Рост активности участия педагогических работников в республиканских, областных мероприятиях, в том числе проводимых в онлайн режиме (конференции, интернет-форумы, конкурсы, выставки и др.) – более 23 мероприятий.
Рост публикационной активности педагогических работников – более 20 публикаций в региональных СМИ, 9 статей в республиканских педагогических изданиях, разработка 8 методических материалов.
Высокие достижения педагогических работников в методических мероприятиях (выставки, конкурсы): по количеству мероприятий 20 дипломов.
Высокие достижения учащихся объединений по интересам художественного профиля в конкурсах, выставках: по количеству дипломов более 154 в городских и областных, 9 в республиканских.
Подводя итоги, следует отметить, что деятельность ОМП в 2023-24 учебном году признана эффективной, так как способствовала повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, рациональному использования их творческого потенциала, обобщению и диссеминации актуального педагогического опыта.
В перспективе работы ОМП: углубление интеграции и внедрение новых форм проектной деятельности; активизация деятельности опорной методической площадки как ресурса инновационных практик в системе сопровождения гражданско-патриотического воспитания в учреждении. Продолжить деятельность по реализации и разработке вариативных творческих проектов и мероприятий в рамках деятельности опорной методической площадки, совершенствовать формы и методы работы с участниками образовательного процесса, организовать согласованное взаимодействие всех субъектов образовательного пространства и выстроить новые практики образовательной и организационно-методической деятельности.
Методист Низовцова Т.Е.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 182
Осень – прекрасное и удивительное время года. Вокруг стоят деревья с пожелтевшими и наполовину опавшими листьями, а под ногами лежит огромный ковёр, пестрящий разнообразием всех ярких и насыщенных оттенков.🍁🍂
В рамках осенних каникул в объединении по интересам «Акварелька» прошел мастер-класс по ИЗО «Осень за окном».🖌️🎨
В процессе работы ребята старались выполнять все аккуратно, старательно и внимательно следили за работой педагога.
По окончанию мастер-класса дети поделились своим творчеством и устроили импровизированную выставку осенних работ в классе.
Педагог Семенова Ольга Геннадьевна.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 192
Образцовый хореографический ансамбль «Кужалек» принял участие в ярком концерте «Время выбрало нас!» (г.Гомель), в рамках республиканской общественно-культурной акции «Марафон единства». Гомель вторым в стране принял новую масштабную акцию «Марафон единства», которую инициировал глава государства Александр Григорьевич Лукашенко.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 199
Депутаты и представители органов территориально-общественного самоуправления Бобруйска и Могилева посетили территории микрозоны № 11. Участники встречи побывали в Ленинском районе, где наши педагоги и учащиеся представили наше учреждение дополнительно образования.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 602
Текст проекта в формате .docx доступен по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/omYMV_S-_GH7tQ
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию
Могилевского городского исполнительного комитета
Отдел по образованию администрации Ленинского района г. Могилева
Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г.Могилева»
Проект по организации шестого школьного дня
«Люби и знай свой родной край!»
Номинация «Быть патриотом – быть гражданином»
Срок реализации: 2024/2025 учебный год
Авторы - составители: Холодкова Татьяна Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе; Ковалева Наталья Геннадьевна, методист. Адрес: 212002, г.Могилев, Контактные телефоны: 8(0222)738534, +375 (29)7432326 е-mail: agat- mogilev@lenobr.by
|
Могилев, 2024
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь дополнительное образование детей и молодежи является неотъемлемой частью системы образования, единым целенаправленным процессом, объединяющим воспитание, обучение и развитие личности, предоставляющим учащимся дополнительные возможности для гражданско-патриотического, духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей.
Учебные предметы в школе, изучая различные фрагменты действительности, не дают качественного понимания целостности окружающего мира, не формируют полное смысловое и ценностное отношение к миру, не мотивируют на познание как самообразование. А мир познается детьми в многообразии и единстве. Дополнительное образование детей и молодежи развивает потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности.
Актуальным направлением в образовательных процессах является деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи в шестой школьный день, которые обеспечивают не только занятия детей в объединениях по интересам, но и являются практической площадкой гражданско-патриотического, духовно-нравственного, экологического, спортивного воспитания, реализации социально значимых акций, творческих проектов на принципах компетентностного подхода.
С целью организации культурно-досуговой деятельности, гражданско-патриотического воспитания, реализации задач физкультурно-спортивного образования, популяризации художественного творчества, формирования пространства безопасного и ориентированного на здоровый образ жизни детства учащихся в шестой день недели разработан и начнет свою работу проект по организации шестого дня недели «Люби и знай свой родной край!» на 2023/2024 учебный год.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Информационная карта
Юридическое название учреждения образования |
Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г.Могилева» |
Тема проекта |
«Люби и знай свой родной край!» |
Сроки реализации педагогического проекта |
2023/2024 учебный год (1 учебный год)
|
Цель |
Создание эффективной воспитательной модели гражданского становления и интеллектуального развития учащихся с опорой на укрепление физического, психического и морального здоровья посредством использования современных технологий организации культурно-досуговой деятельности |
Задачи |
организовать познавательный активный досуг учащихся, в шестой день недели и повысить общий уровень их компетенций; развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству; содействовать формированию практических знаний и умений в различных видах художественной деятельности; обучать навыкам начальной профессиональной подготовки; повышать уровень общей и художественно-эстетической культуры, безопасности жизнедеятельности; стимулировать формирование навыков здорового образа жизни; способствовать обогащению знаний об истории, культуре и традициях своей страны; формировать гражданско-патриотические качества личности через вовлечение в познавательную, творческую деятельность; получить конкретный практический результат в форме информационно-методического продукта. Информационно-методический продукт – методическая копилка мероприятий гражданско-патриотической, художественной и спортивной направленности |
Типология проекта |
По количеству участников – коллективный; по сроку реализации – краткосрочный (1 учебный год). |
Структура проекта
|
Мероприятия проекта представлены в виде модулей: 1 модуль ФОС: физкультурно-оздоровительно-спортивные мероприятия; 2 модуль «Интеллект»: интеллектуально-познавательные мероприятия; 3 модуль «Творчество»: художественно–эстетические мероприятия; 4 модуль «Патриот»: гражданско-патриотические мероприятия. Воспитательная работа в шестой день тесно связана с досуговой деятельностью и подчинена главной идее – коллективной работе по изучению истории, спортивных и культурных достижений родной страны. Проект включает спортивные и интеллектуальные игры, культурно-досуговые, гражданско-патриотические и информационные мероприятия. Предполагается приобщение детей к национальной культуре, спорту, пропаганде здорового образа жизни. Учащиеся проекта примут участие в творческих конкурсах, культурных и спортивных событиях, посетят разнообразные экскурсионные маршруты. В рамках патриотического воспитания будут организованы мероприятия по приобщению учащихся к культуре Беларуси, истории наших предков, узнают о народных промыслах, познакомятся с белорусским фольклором, народными обычаями, вживутся в культуру белорусских традиций, окунутся в народное творчество, изучат основы спортивных достижений Беларуси. Экскурсии по Могилеву, в музеи, возложение цветов к памятникам ВОВ - целью этих мероприятий является знакомство с историей своего города, народа, что является основой формирования личности гражданина и патриота своей страны. |
Функции проекта |
Образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в ходе мероприятий проекта); информационная (передача педагогами допобразования максимального объема информации для изучения и применения в соответствии с возможностями учащихся); ориентационная (способствует формированию социальной, целостной, профессиональной ориентации учащихся в свободное время); коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения учащихся со сверстниками и взрослыми в свободное время). Критерии успешности реализации проекта: Организованная занятость учащихся в шестой школьный день посредствам сотрудничества с учреждения образования города; Вовлечение в деятельность Центра учащихся состоящих на различных видах учета; Проявление личной активности учащихся; Использование современных образовательных технологий. |
Критерии успешности реализации проекта:
|
1. Организованная занятость учащихся в шестой день недели организованными формами досуга; 2. развитие ключевых компетенций личности учащихся; 3. результативная удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей (повышение творческого потенциала, развитие сотрудничества) результатами совместной деятельности; 4. использование современных воспитательных технологий и новых форм сотрудничества |
Формы работы |
Встречи с интересными людьми, образовательные площадки, квест-игры, акции, челленджи, выставки, соревнования, квесты, и другие мероприятия |
Концепция развития проекта |
1. Воспитательныйй процесс – осуществляется через проведение эстафет, квестов, бесед, квизов, мастер-классов, встреч, выставочных, исследовательских, познавательных мероприятий. 2. Организованный активный досуг и отдых – осуществляется через подготовку и проведение творческих дел, культурно-досуговых, спортивных, краеведческих мероприятий. 3. Социальное партнерство – взаимодействие с учреждениями образования г.Могилева, родителями учащихся и общественными объединениями и организациями. |
Сведения руководителе учреждения образования |
Зюзина Татьяна Леонидовна, директор |
Сведения руководителе педагогического проекта |
Холодкова Татьяна Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе |
Сведения об участниках реализации педагогического проекта |
Холодкова Татьяна Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе; Ковалева Наталья Геннадьевна, методист; Шкрыль Ольга Александровна, педагог-организатор; Сацура Кристина Леонидовна, педагог-организатор; Шерстобаева Василина Васильевна, заведующий художественным отделом; Верховцова Инна Владимировна, заведующий культурно-досуговым отделом; Астапов Станислав Германович, заведующий спортивным отделом; педагоги дополнительного образования объединений по интересам художественного и спортивного профилей; учащиеся (8-16 лет); родители. |
Материально-техническое обеспечение |
Актовый зал, спортивный зал, спортивно-игровая площадка, игровая комната, учебные кабинеты для проведения занятий по интересам (мастер-классов, бесед, квизов и др.), спортинвентарь, звуковое оборудование |
Финансовое обеспечение |
Бюджетное финансирование |
Актуальность проекта
В существующих условиях развития белорусского общества значительно возрастает роль воспитательной работы по формированию у учащихся гражданско-патриотической позиции, собственной культуры жизненного самоопределения. Для подрастающего поколения важно не только кем быть, но и каким быть – моральное самоопределение. Усвоение гражданских ценностей: Родина, ее история, гражданский долг, гражданская ответственность, дружба, самоуважение, честность, гражданственность осуществляется через приобретение учащимися необходимой информации для оптимальной реализации своих гражданских функций и социальных ролей, духовного общения поколений. Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем эффективнее решается одна из главных задач общества – воспитание гражданина и патриота [1, с.14].
Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться в процессе становления личности, начиная с детства.
Воспитание любви к Родине, своей стране, ее законам и традициям является основной задачей каждого учреждения образования. Знать историю своего народа, культуру, уважать традиции — важная составляющая воспитательной работы на современном этапе развития белорусского общества. В основе воспитания должно лежать не воспитание абстрактными призывами, а конкретными делами, направленными на исследование, изучение, использование и сохранение исторического и культурного наследия своего народа. Современные учащиеся должны уметь анализировать жизненные ситуации, формировать свое мнение, давать оценку событий. При этом неисчерпаемым источником формирования у учащихся патриотических чувств и становления личности является история белорусского народа, летописи Великой Отечественной войны, легенды и традиции белорусов, культурное достояние родного края.
Актуальность представленного проекта обусловлена современными социально-культурными задачами сохранения национально-культурного наследия Беларуси, обеспечения понимания единства нации в том числе и через этнокультурное воспитание подрастающего поколения. Педагогам предопределена миссия – помочь учащимся открыть многообразие достижений декоративно-прикладного, художественного искусства, вокального и хореографического творчества, увлекательных событий белорусской истории и культуры, спортивных достижений, жизни современного белоруса. Но готового алгоритма, модели осуществить данную деятельность нет. Новизна проекта заключается в том, что формируемая модель работы направлена на выбор оптимального содержательного наполнения воспитательного процесса с учетом максимального использования культурно-исторического ресурса региона и на основе современных воспитательных технологий. Включение в процесс создания реальных творческих продуктов деятельности, открытий и достижений будут способствовать повышению мотивации к дальнейшему изучению историко-культурного наследия, расширению кругозора учащихся, что, скажется на качестве патриотического воспитания, желании пропагандировать идеи патриотизма и внедрять их в свою жизнь.
В рамках данного проекта любое мероприятие, встреча, творческое дело, эстафета, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребенка посредством участия в мероприятиях проекта, направленных на организацию творческих дел, культурно-досуговых и спортивных событий, связанных с историей, прошлым и настоящим Беларуси и Могилевщины.
Необходимость организации данной работы существует, еще и потому, что часто у современных детей нет возможности соприкоснуться с историей, культурой, традициями белорусов в быту. Период от 8 до 16 лет – это возрастной период, когда происходит формирование собственной точки зрения и обо всем есть свое мнение. Образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Современный век информационных технологий предоставляет большие возможности подрастающему поколению в самостоятельном поиске нужной информации и творческом переосмыслении ее, активно используя сеть Интернет. Данные умения будут использованы в проекте. Также акцент предполагается сделать и на отвлечение учащихся от чрезмерного увлечения игровыми гаджетами через мастер-классы, квесты, мероприятия, ориентированные на получение новых знаний, развития творческого потенциала, приобретения новых увлечений и хобби в соответствии со способностями и желаниями. К мероприятиям будет привлечена и родительская общественность. Например, родителям мастер-классы помогут повысить профессионализм или дадут толчок заняться тем, чем человек не занимался до этого в обычной жизни, дадут возможность отдохнуть от однообразной рутины и насладиться моментом творчества, мастер-классы будут способствовать объединению детей и родителей в едином увлечении.
Шестой день недели в центре посвящен стимулированию творческо-созидательной, спортивной, краеведческой деятельности. Здесь имеются широкие возможности самореализации и укрепления здоровья.
Мероприятия проекта «Люби и знай свой родной край!» построены в рамках четырех модулей: 1 модуль ФОС: физкультурно-оздоровительно-спортивные мероприятия; 2 модуль «Интеллект»: интеллектуально-познавательные мероприятия; 3 модуль «Творчество»: художественно–эстетические мероприятия; 4 модуль «Патриот»: гражданско-патриотические
мероприятия.
Внедрение данного педагогического проекта поможет поднять уровень воспитательной работы в учреждении образования.
Предполагаемый результат
- 1.обеспечение занятости учащихся в шестой день недели;
- 2.увеличение числа учащихся, вовлеченных в систему дополнительного образования, с целью обеспечения самореализации и социализации личности, развития ключевых компетенций;
- 3.развитие творческого потенциала, повышение уровня культуры;
- 4.расширение спектра мероприятий;
- 5.интеграция краеведческого компонента в воспитательную деятельность;
- 6.расширение воспитательного пространства через организацию взаимодействия с учреждениями образования г.Могилева и общественными организациями, и структурами.
- 7.создание информационно-методического продукта (методическая копилка мероприятий гражданско-патриотической, художественной и спортивной направленности).
Критерии и показатели оценки результатов проекта
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1. |
Гражданско-патриотическая позиция |
Понимание сущности основных понятий гражданского и патриотического воспитания (в соответствии с возрастом); знания об историческом, культурном и природном наследии Родины, малой родины, о способах укрепления и сохранения народного достояния, исторических ценностей, природы и окружающей среды; знание и уважение наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры; чувство гордости за достижения своей страны; любовь к Родине, малой родине уважительное отношение к государственным символам; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа; ответственное отношение к окружающей среде и природе родного края; активное участие в мероприятиях (акциях, конкурсах, фестивалях, концертах, экскурсиях и т.д.) по гражданско-патриотическому направлению; |
2. |
Личностное развитие учащихся
|
сформированность ключевых компетенций и личностных качеств; соответствие поведения социально-одобряемым требованиям; сформированность активной жизненной позиции учащихся; формирование культурных, гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств личности; |
3. |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей |
благоприятный психологический климат; положительная динамика удовлетворенности результатами проекта всех участников деятельности |
Пути реализации проекта
1. Изучение литературы по теме проектной деятельности.
2. Анализ нормативных правовых документов в системе воспитательной работы.
3. Разработка и реализация мероприятий в рамках плана деятельности.
4. Организация экскурсий, встреч с интересными людьми, краеведческих исследований.
6. Создание информационно-методического продукта – методической копилки мероприятий гражданско-патриотической, художественной и спортивной направленности методической копилки материалов.
Виды деятельности по реализации проекта:
художественно-творческая деятельность;
физкультурно-оздоровительно-спортивная деятельность;
краеведение;
исследовательская деятельность;
просветительская деятельность;
информационная деятельность.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
сентябрь 2023
1. Изучение запросов учащихся, родителей, педагогов. Разработка документации.
2. Анализ нормативных правовых документов, изучение литературы по теме проекта.
3. Изучение и анализ технологий, форм, методов, подходов, приемов, которые предстоит освоить и проверить в ходе проекта.
4. Организационное и инструктивно-методическое совещания с участниками проекта.
- Определение функциональных обязанностей по реализации проекта.
6. Выявление запросов и ожиданий участников образовательного процесса от реализации проекта. Составление анкет. Обработка и анализ результатов анкетирования.
- 7. Индивидуальные и групповые консультации по организации и планированию работы.
8. Разработка программы и перспективного плана по реализации проекта.
Основной. Реализация плана
октябрь 2023 –апрель 2024
1. Ежемесячно участники работают над определенным мероприятием: разрабатывают, исследуют, планируют, совершают краеведческие экскурсии, изучение литературы.
2. Организация работы по программе и перспективному плану.
3. Мониторинг эффективности.
Заключительный
май - июнь 2024
1. Анализ результатов.
2. Создание методической копилки мероприятий гражданско-патриотической, художественной и спортивной направленности.
Программа
реализации проекта
«Люби и знай свой родной край!»
на 2023/ 2024 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Совещание по нормативным документам, реализации проектной деятельности |
Сентябрь 2023 |
Директор |
2. |
Индивидуальные и групповые консультации для педагогов по вопросам деятельности в рамках перспективного плана |
Сентябрь 2023 далее - по мере необходимости |
Методист |
3. |
Согласование и подготовка документов, регламентирующих деятельность по реализации проекта: приказ о реализации проекта; функциональные обязанности участников педагогического проекта |
Сентябрь 2023 |
Директор |
4. |
Разработка программы и перспективного плана реализации проекта «Люби и знай свой родной край!» |
Сентябрь 2023 |
Зам.директора по ВР, методист |
5. |
Проведение организационного совещания и ИМС по реализации плана |
Сентябрь 2023 |
Зам.директора по ВР |
6. |
Собеседование с родителями, ознакомление учащихся |
Сентябрь 2023 |
Зам.директора по ВР, педагоги |
7. |
Изучение запросов родителей и учащихся по вопросу организации шестого дня |
Сентябрь 2023 |
Педагоги |
8. |
Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций, гражданско-патриотической позиуии специфики взглядов учащихся, педагогов, родителей по работе в направлении создания условий для реализации проекта |
Сентябрь 2023 |
Педагоги, методист |
9. |
Утверждение программ, календарных планов мероприятий участников реализации проекта |
Сентябрь 2023 |
Директор |
10. |
Организация выставки методической литературы по реализации проекта |
В течение года |
Методист |
11. |
Диагностика готовности и мотивации педагогов к проектной деятельности |
Сентябрь-октябрь 2023 |
Методист |
12. |
Диагностика уровня сформированности у учащихся, педагогов, родителей на начальном этапе проекта и составление рекомендаций для учащихся |
Сентябрь-октябрь 2023 |
Педагоги |
13. |
Организация работы по перспективному плану |
Сентябрь 2021 года |
Педагоги-организаторы, педагоги допобразования |
14. |
Акции «Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!», «Дорогами освобождения», «Дом без одиночества», «К защите Отечества готов!», «Обелиск» |
Сентябрь 2023- апрель 2024 |
Педагоги-организаторы, педагоги допобразования |
15. |
Проведение обучающего семинара «Организация исследовательской деятельности учащихся» |
Ноябрь 2023 |
Методист |
16. |
Благоустройство памятных мест и воинских захоронений, акция «Могила воина священна для солдата»» |
Сентябрь/ декабрь/апрель/май |
Педагоги-организаторы, педагоги допобразования |
17. |
Проведение мастер-класса для педагогов «Формирование исследовательской компетенции» |
Декабрь 2024 |
Методист |
18. |
Отчет по работе над проектом |
Май 2024 |
Зам.директора по ВР, педагоги-организаторы |
19. |
Мониторинг результатов деятельности (заключительная диагностика) |
Май 2024 |
Педагоги |
20. |
Оформление результатов (методическая копилка) |
Май – июнь 2024 |
Педагоги-организаторы, педагоги допобразования, методист |
21. |
Совещание при директоре «Анализ итогов реализации проекта» |
Июнь 2024 |
Директор, зам.директора по ВР, |
Перспективный план мероприятий
проекта
«Люби и знай свой родной край!»
2023/ 2024 учебный год
Сроки проведения мероприятия |
Направление деятельности |
Наименование мероприятия |
1 модуль ФОС: физкультурно-оздоровительн0-спортивные мероприятия |
||
Сентябрь 2023 |
Спорт |
Спортивно-развлекательная программа ко Дню народного единства «Вместе мы сила» |
Сентябрь 2023 |
Спорт |
Соревнования «Олимпийские надежды» |
Октябрь 2023 |
Спорт |
Соревнования «Спортивная смена» |
Ноябрь 2023 |
Спорт |
Интеллектуальный квест «Станция спортивная» |
Декабрь 2023 |
Спорт |
Фотокроссинг «Любимое место родного города» |
Март 2024 |
Спорт |
Флешмоб «Я Могилеву посвящаю» |
Апрель 2024 |
Спорт |
Соревнования «Физическое совершенство» |
Май 2024 |
Спорт |
Диалог «Спортсмены Могилева» |
2 модуль «Интеллект»: интеллектуально-познавательные мероприятия |
||
Октябрь 2023 |
Коммуникация |
Беседа «Правила поведения в социальных сетях» |
Ноябрь 2023 |
Познание |
Экскурсия в художественный музей Бялыницкого-Бирули» |
Ноябрь 2023 |
Коммуникация |
Смотр конкурс чтецов «Путь к успеху» |
Декабрь 2023 |
Познание |
Заочная экскурсия в город Минск (памятные места) |
Декабрь 2023 |
Обучение |
Викторина, посвященная Дню белорусского кино «Внимание! Камера! Мотор!» |
Январь 2024 |
Коммуникация |
Мероприятие, посвященное Дню белорусской науки |
Январь 2024 |
Познание |
Интеллектуальный квиз по областям Беларуси «Верю/неверю» |
Февраль 2024 |
Коммуникация |
Беседа «Афганистан – боль в сердцах людей» |
Февраль 2024 |
Коммуникация/ познание |
Викторина «Я – гражданин Республики Беларусь |
Февраль 2024 |
Коммуникация /познание |
Квиз «Красота внутри или особенные качества белорусского народа» |
Март 2024 |
Обучение |
Интерактивная игра «Главный закон моей страны» |
Апрель 2024 |
Обучение |
Информ-дайджест «Символы Республики Беларусь» |
Май 2024 |
Коммуникация/ познание |
Челлендж «В стихах храним великий подвиг» |
Октябрь/декабрь/январь |
Обучение |
Видеосалон «Безопасный интернет»: просмотр и обсуждение видеофильмов, видеороликов «Информбезопасность», «Будьте бдительны! Вся наша жизнь в интернете» |
Ноябрь, февраль |
Коммуникация/ познание |
Беседы «Учимся дружить», «Как правильно выйти из конфликтной ситуации», |
3 модуль «Творчество»: художественно–эстетические мероприятия |
||
Сентябрь 2023 |
Декоративно-прикладное творчество |
Мастер-класс «Символ мира»
|
Сентябрь 2023 |
Художественное творчество |
Конкурс рисунков «Моя малая Родина» |
Октябрь 2023 |
Декоративно-прикладное творчество |
Конкурс букетов и поделок для учащихся «Осенний вернисаж». |
Октябрь 2023 |
Декоративно-прикладное творчество |
Мастер-класс «Символ семьи, любви и верности |
Ноябрь/декабрь 2023 |
Художественное творчество |
Конкурс детских экологических работ «Здоровье и экология» |
Декабрь 2023 |
Декоративно-прикладное творчество |
Выставка – конкурс декоративного-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка» |
Январь 2024 |
Художественное творчество |
Фотовыставка «Волшебство зимы» |
Февраль 2024 |
Декоративно-прикладное творчество |
Мастер-класс ко Дню защитника Отечества |
Март/апрель 2024 |
Художественное творчество |
Выставка детского творчества «Магілеуская скарбонка» |
Апрель/май 2024 |
Художественное творчество |
Конкурс коллажей «Лишь сестры так бывают схожи» |
4 модуль «Патриот»: гражданско-патриотические мероприятия |
||
Сентябрь 2023 |
Декоративно-прикладное творчество, краеведение |
Тематические мероприятия: мастер-класс «Символ мира»; информбеседа «Люди, изменившие мир»; спортивно-развлекательная программа ко Дню народного единства «Вместе мы сила» |
Октябрь 2023 |
Мероприятие ко Дню матери «Одна у человека мать, одна Родина» |
|
Ноябрь 2023 |
Мероприятие ко Дню Октябрьской революции в Республике Беларусь |
|
Январь 2024 |
Игровая программа «Белорусские народные игры» |
|
Февраль 2024 |
Беседа «Афганистан – боль в сердцах людей»; мастер-класс ко Дню защитника Отечества |
|
Март 2024 |
Интерактивная игра «Главный закон моей страны» |
|
Март 2024 |
Игра по станциям «Символы моей земли» |
|
Апрель 2024 |
Конкурс коллажей «Лишь сестры так бывают схожи» |
|
Декабрь/январь/апрель/май |
Проведение праздников «Рождественские встречи», «Масленица», «Гуканне вясны» |
|
Май 2024 |
Челлендж «В стихах храним великий подвиг» |
Заключение
Реализация мероприятий в рамках проекта по организации шестого дня «Люби и знай свой родной край!» способствует формированию у учащихся центра готовность брать на себя ответственность за свои действия, умение удовлетворять свои потребности без ущерба для окружающих и себя, стимулирует активную жизненную позицию, готовность к созидательной деятельности через различные виды деятельности. Создание среды образовательного общения, условий для свободы творчества способствует расширению умственного кругозора, при этом усиливается продуктивность фантазии, формируются положительные эмоции, возбуждается активность, что способствует с настойчивостью и изобретательностью преодолевать учащимся трудности [10, 27]. Как показывает практика с увлечением учащиеся мастерят, собирают материал, исследуют, соревнуются, участвуют в диалогах и конкурсах. В свой труд они вкладывают любовь, настойчивость, интерес, время, и эта работа становится школой творческого труда, общественной активности и гражданственности. Постепенно происходит формирование личности, обладающей таким новым набором качеств, как добросовестность, ответственность, уважение к истории и культуре своего народа.
Таким образом, воспитательное пространство мероприятий становится благоприятной средой развития личности патриота и гражданина.
Программа реализации проекта предусматривает возможности максимального вовлечения учащихся посредством погружения в разные, так называемые модули занятости, соревновательности и творчества. У каждого учащегося есть возможность найти себе увлечение или хобби, организовать свой досуг в свободное от учебы время в шестой школьный день.
Таким образом, в результате системно организованной культурно-досуговой, образовательной, социально значимой деятельности, использования современных методик и форматов работы, профессиональной компетентности педагогических кадров повышается эффективность и успешность организации свободного времени детей и подростков в шестой день недели.
Список использованных источников
- 1.Бедулина, Г.Ф. Формы и методы патриотического воспитания молодежи / Г.Ф.Бедулина // Праблемы выхавання. – 2010. – №4. – С.14 – 18.
2. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. – Москва: Знание, 2003. – 80 с.
3. Ворошень, О. Образ Родины в восприятии современных белорусов / О.Г. Ворошень // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 11-16.
4. Гісторыя Магілёва: мінулае і сучаснасць: зборнік навуковых артыкулаў удзельнікаў ХІ Міжнар. навук. канф., 20–21 чэрвеня 2019 г., г. Магілеў / уклад. А.М. Бацюкоў, І.А. Пушкін. – Магілеў: МДУХ, 2019, с.112.
5. Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления / Ю.Б. Гатанов – Санкт-Петербург, 2006. – 84 с.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. – Москва: Педагогика, 2004. – 339 с.
7. Коваленко, Г. П. Что необходимо для воспитания одаренных? / Г.П.Коваленко // Праблемы выхавання – 2003. – № 2 – С. 15–20.
8. Понасенкова, С. В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей / С. В. Понасенкова // Праблемы выхавання – 2003. – № 2 – С. 21-35.
9. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н Дружинина и В.В. Шадрикова, – Москва: Наука, 2005. – 148с.
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М., 2005. – 557 с.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 188
«Марафон единства» продолжает шагать по стране, объединяя белорусов из разных уголков и раскрывая уникальность, многогранность и потенциал городов-участников. Вслед за Молодечно и Гомелем эстафету подхватила столица металлургов – город Жлобин.
- Подробности
- Категория: Новости Агата
- Просмотров: 133
17 октября на базе нашего Центра прошло совместное мероприятие с ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» - спортландия «Мама, папа, я - спортивная семья».